Афины и Спарта. Полиса античной демократии  

Афины и Спарта. Полиса античной демократии


akcentirovanie-emocionalnih-perezhivanij.html
akcentologicheskaya-norma-v-sovremennom-russkom-yazike.html

Когда мы говорим о культуре древней Греции, мы обязательно подчеркиваем ту высокую историческую значимость, которую имела древне-греческая цивилизация по отношению к культуре Европы. Античная цивилизация включает в себя культуру древней Греции и древнего Рима, между которыми можно увидеть общие черты, так и различия.

Общие черты, которые выделяются по отношению к Греции и Риму являются достаточным основанием, чтобы отсчет европейской культуры вести из античности. Для европейской культуры античность будет классикой. Античность даст европейской культуре очень важные культурные смыслы, которые не разрывно связаны с ценностью человека, с признанием его роли и значимости в обществе. В культурах древнего мира цивилизация античная представляет собой высшую точку развития всего древнего мира. Цивилизация, которая создала обширные возможности для создания творческой деятельности.Греческая цивилизация возникла во втором тысячелетии до нашей эры. Принято считать, что истоки этой цивилизации относятся к крито-микенской культуре. Наиболее сильное развитие древнегреческая цивилизация протекала в первом тысячелетии до нашей эры. Древнегреческая цивилизация представляет собой уникальный образец демократического общества, сформировавшегося на основе рабовладельческих отношений. Характер демократии, народовластии, такой политической системы, при которой интересы большого числа людей учтены, в древнегреческих городах складывался по-разному. В одних городах демократическое устройство находилось только в самой начальной стадии. Нередко демократические черты пересекались со своими противоположными политическими проявлениями. В других случаях греческие города имели достаточно развитую демократическую структуру, соответственно культура таких городов существенным образом отличалась от городов первого типа. Все древнегреческие города к середине 1 тысячелетия до нашей эры приходят к полисной системе. Полис - это город государства, который имел самостоятельное политическое, экономическое развитие. У каждого полиса была своя армия, своя законодательная система. И каждый полис сам определял характер отношений со своими соседями, другими греческими городами. Безусловно, в подавляющем числе случаев между греческими полисами складывались доброжелательные культурные отношения, поскольку данные города сближало очень многое: общий язык, общая мифология, основные эстетические и этические нормы, отношение к человеку. Одной из важнейших причин в формировании полисной системы являются геополитические обстоятельства. Традиционно греки заселяли прибрежные территории Средиземного, черного моря и эти территории, которые они осваивали представляли собой малопригодную для ведения сельского хозяйства гористую местность. Горы и не были очень высокими, но земли были не плодородные и максимум, что здесь можно было выращивать - это виноград, оливковые деревья. По этой причине города, которые осваивали территорию, локализующую в пространстве на этой географической территории, эти территории были отделены естественными границами, то со временем такие города начинали испытывать трудности экономического характера - не хватало ресурсов для нормального продолжения жизни. Когда города слишком разрастались, начинают возникать различные хозяйственные, социальные проблемы, часть населения переселялись на новую территорию. Происходила колонизация новых земель, строились новые города, которые приобретали абсолютно самостоятельный автономный вид. Так возникал новый город, в котором греческие традиции и устои переносились людьми, которые создавали новые территории. Эта ситуация объясняет почему на территории современной России и Украины дошли колонии греков. Греческая культура была очень развитой. Полисная и демократическая система постоянно варьировалась. В качестве примера двух разных устройств можно рассматривать Афины и Спарту как два города-государства принципиально по-разному устроенных.



Греки никогда не ставили перед собой задачу создать единое мощное государство. Поскольку в тех условиях создавать огромное государство было экономически очень сложно, поэтому полисный вариант был характерен для всей истории древнего мира.

Спарта -одно из самых ранних государств, возникла она на полуострове Пелоппонес. Остров Пелоппонес в плодородной долине еще во втором тысячелетии до нашей эры, возникло государство, которое называлось Лакедемон. Лакедемон возникает как город государства, оно представляло собой всего 4 селения, которые были объединены общей рыночной площадью и между собой они поддерживали очень прочные отношения. На полуостров Пелоппонес во втором тысячелетии до нашей эры приходят дорийские племена, которые начинают менять сложившуюся культуру и вмешиваются в сложившийся уклад жизни. Спарта достаточно успешно развивалась, потому что это был тот случай, когда греческие города имели плодородные земли, имели возможность вести сельское хозяйство и все необходимое производилось полностью. По сути дела, граждане Лакедемона не нуждались в торговли, и торговом обмене, они жили локальным образованием. Одной из главных задач, которая перед ними стояла - это охрана собственной безопасности, охрана границ, поддержание порядка в городе. Из-за этих причин начинает формироваться армия как некая дисциплинарная структура, которая должна была поддерживать дисциплину и порядок. Со временем становится понятно, что воины Спарты могут воевать на стороне других государств, их могли нанимать. Спарта хорошо зарабатывала за счет военных операций и за счет того, что помогала оберегать границы соседних государств. Поскольку в Спарте начинает формироваться представления о том, что армия - это очень сильная структура общества и она обеспечивает и самой Спарте безопасность и другим городам, дорийцы сосредоточили свои усилия на развитие и усовершенствование военного искусства. Плодородная земля была поделена на равные части о отдана в вечное пользование определенным категориям спартанцев. Земля стала собственностью, отдельной частью общества. Землю раздавали вместе с илотами, которые занимались с/х трудом на этой земле. Илоты были прикреплены к земле и обязаны были продолжать заниматься с/х трудом, но земля принадлежала спартанцам из числа аристократии. Земельные участки были разной ценностью и разного объема и наличие разного земельного надела было показателем в обществе. Земельный участок был имущественным показателем некого социального и политического положения в обществе. Принадлежавшая спартанцам земля не могла быть продана, не могла быть использована в эффективном, коммерческом ключе. Они могли просто передавать по наследству землю, они не имели права поделить ее на части. Изначально в Спарте была создана система неравенства между социальными слоями населения и показателем равного права был имущественный ценз. Неравное право выражалось в том, что какие-то категории могли голосовать, а какие-то категории не имели права. Одни слои населения имели право избираться в органы управления, у других слоев общества такого права не было. В Спарте была разработана очень сложная система правовых отношений, она предполагала, что в выборах могут участвовать только мужчины, достигшие 30-летнего возраста, мужчины должны были быть свободными, то есть они не могли быть рабами, у женщин этого права не было, но выбираться в управленческие органы имели право не все свободные граждане, а только те, кто имел имущественный ценз, особый социальный статус, это должны были быть мужчины после 60. Раньше считалось в Спарте, что человек не готов принять государственных решений, поэтому в самый важный законодательный орган можно попасть только после 60 лет. Спартанский законодательный орган может быть назван советом старейшин, герусия. В этот советом входило 28 геронтов или представителей и именно этот законодательный орган принимал самые важные решения, касающиеся жизни Спарты. Сама процедура выборов, сам состав выглядит не совсем демократично. В Спарте было 2 царя, которые правили по очереди. Один в мирное время, другой в военное. В Спарте много воевали. Рамки демократии были узкими и в Спарте было два монарха, которые передавали свою власть династийно по наследству.

Выборы геронтов. Специальная комиссия вскрывала в помещении, в котором были заколочены двери и перед людьми проводились претенденты на должность геронтов. Толпа должна была хлопать, кричать. Тот кандидат, который набирал большее количество голосов, тот и становился новым геронтом. Толпа своими криками и возгласами определяла судьбу претендентов.

В древней Греции было придумано много демократических процедур, потому что признание прав большого числа людей вызывало значительный интерес. В Спарте это было в меньшей степени развито, а в других городах в большей степени. Остракизм - наказание гражданина посредством голосования черепками. Люди писали на черепке имя человека, который считается наихудшим и требует наказания. Черепки с именами бросались в круг и разбирались по частям и тот человек, который набирал наибольшее количество отрицательных голосов, он получал наказание. Формы наказаний были разнообразные, вплоть до изгнания на 10 лет человека из полиса. Если деятельность политика признавалась не правильной, не соответствующей требованиям, то его изгоняли из города и не давали ему возможности на протяжении 10 лет здесь проявляться. Так же могли наложить страх.

Спарта не отличалась особой системой демократического управления. Такой тип управления, который сложился в Спарте, назвать демократическим в полной мере нельзя - это тип олигархического управления, то есть во главе государства стояла военная олигархия и она получала право управлять государством и решать самые важные вопросы. Демократические процедуры были только внешней формой, системой украшения, они по сути своей здесь не очень работали, здесь были развиты авторитарные методы управления государством, традиции монархии, велика роль военной олигархии, которая держала в своих руках город. Культура, которая складывалась на базе такой политической системы была весьма специфична. За всю историю Спарты выдающихся художников, деятелей литературы не было. Спарта не породила ни выдающихся драматургов, ни скульпторов, ни литераторов. Спарта ориентировала граждан на другие ценности. В Спарте очень ценилась физическая подготовка юношей и девушек. В Спарте было принято до 6 лет ребенка воспитывать дома, а после 6 лет ребенок попадал в государственное воспитание. Воспитание строилось на приоритете физического развития юношей и девушек. По истечении срока зрелости девушки прекращали общественную жизнь, становились женами, не выходили за пределы домов, а юноши продолжали вести общественно-политическую жизнь и их общественная жизнь была больше значима, чем личная жизнь. Приоритеты семьи в Спарте были крайне низкими. Воспитание строится на государственно-коллективной основе, вырабатывались определенные принципы, ценности, которые подчеркивали общественную значимость.

Среди культурных традиций в Спарте ценилась риторика, умение владеть аудиторией, умение убеждать, говорить кратко, лаконично, понятно, убедительно. Развитию навыков риторики уделялось огромное внимание. Развивалась культура политическая, здесь высокий уровень получила религиозная культура. В Спарте религиозный культ занимает очень важное место и была создана разветвленная система ритуалов и обрядов религиозно-мифологического свойства, было очень много разработано систем жертвоприношений, культовых праздников, которые, как считают исследователи, связано с тем, что спартанцы острее ощущали свою незащищенность перед судьбой, перед силами рока. По этой причине религиозно-мифологические механизмы становятся более актуальными. Спартанцы много воевали и постоянно рисковали своими жизнями, поэтому религиозно-мифологические ритуалы занимали огромное место в их жизни. Искусство категорически отрицалось, потому что это считалось делом несовместимым с хорошими качествами воина. Искусство размягчает человека, делает его слишком нежным и тонким. Для воина это не нужно. Поэтому здесь не было скульпторов, поэтов, драматургов. Театральное искусство существовало в специфической форме зрелищных представлений.

Совершенно другой тип культуры и другой тип политического устройства представляет собой государство Афины.Афины в силу высокой развитости культуры становится центром древнегреческой цивилизации. Здесь складывались в течении нескольких веков самые лучшие научные школы: философские школы, исследовательские школы, школы, связанные с изучением различных явлений природы, образовательные школы; в Афинах очень высоко ценилось образование и огромное количество людей было задействовано в системе образования и воспитания. Благодаря этому Афины собирали самых талантливых и образованных людей Греции и школы разрастались постоянно, создавались новые направления и аспекты деятельности. Афины становятся центром развития искусств: самые удивительные и интересные процессы, связанные и театральным искусством, выдающиеся драматурги Греции, устройство фестивалей театральных. Афины дали возможность появлению большому количеству скульпторов. Здесь складывались уникальные школы изобразительного искусства. Центр ремесел, создания гончарных изделий и их росписи. Такая развитая культура, ориентированная на разнообразные эстетические, правовые, политические и научные вопросы. Причиной такого разнообразие является тип устройства, который в Афинах складывался. Еще в 6 веке до нашей эры во времена правления Солона, в Афинах возник совет четырехсот - это был большой законодательный орган, в котором принимали участие представители почти всех социальных слоев населения. Такие большие собрания решали важные вопросы. Во времена правления Перикла (после Солона получил власть в Афинах) демократы расцветают наивысшего расцвета - 6 век до нашей эры. Перикл был выходцем из очень богатой семьи, был представителем аристократического рода, он был последовательным сторонником демократических преобразований. При Перикле был создан совет пятисот, он был расширен до 500 участников форума и в него были включены все сословия. Перикл дал право всем слоям населения. Все социальные группы делегировали и проводились законы, которые были интересны всему обществу. Демократическая система была распространена не только на создание высшего законодательного органа, но и на другие органы управления: ареопаги - органы, в которых избирали представителей путем голосования, путем делегирования от разных социальных групп. Система демократического правления очень последовательна. В Афинах был рабовладельческий строй. Демократическая система была крайне несовершенной, поверхностной, целый ряд примеров указывает на то, что эти процессы были никак не соотносимы с демократией. Например: в Афинах сохранялась кровная месть, члены семьи могли сами принять решение как расправиться с виновником гибели своего родственника и убить родственника виновного в гибели. Самосуд творился одновременно с наличием развитых демократических процедур. Афиняне могли применять оружие. На собрания нужно было ходить обязательно, за это могли штрафовать, наказывать, заключать под стражу. Государство строго следили за тем, что все граждане полиса были заинтересованы в жизни, принимали участие в собраниях, были осведомлены в решениях. На самом собрании, если человек присутствовал, он должен был быть голосовать, он не имел права воздерживаться, не принятое решение тоже наказывалось. Демократические нормы в античном обществе далеко не совершенно. Такое активное внимание к демократии в древней Греции, в частности в Афинах, способствовало невероятному подьему культуры. Она формировала условия для обучению культуре носу процессу огромное количество людей. Они создавали произведения, в которых актуализировалось значение гражданина в государстве. Актуализация полиса не означала, что не ценился человек. Происходило совмещение в культуре и в ценностях гражданских, государственных и отдельно взятых личностей. Афины стали родиной истории, именно историки древней Греции были неразрывно связаны с Афинами. Наука древней Греции дала такую фигуру как Гиппократ. Сама личность Гиппократа была важна, он постулировал важные положения. Он говорил о необходимости не только болезнь лечить, но и помогать больному, видеть в больном человека, который нуждается помощи. Эта медицина была другого типа. Во всех предшествующих культурах медицина должна была справляться с недугом, который чаще всего рассматривался как результат недобрых сил, воздействий и надо было лечить болезнь. Гиппократ говорил, что нужно понимать свою задачу глубже, нужно поддерживать человека психологически, рассматривать его болезнь в комплексе.




affirmacii-mogushestvennogo-ya-esm-prisutstviya-boga.html
affirmacii-osoznannoe-namerenie.html
afganskie-modzhahedi-v-karabahe.html
afina-pallada-boginya-istini.html
afini-i-sparta-polisa-antichnoj-demokratii.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
    PR.RU™