А.Г. Петренко, Е.В. Несова, Т.Ф. Сухорукова


akmeologicheskie-osnovi-samosovershenstvovaniya-lichnosti.html
akmeologicheskie-tehnologii-v-sisteme-nauki-i-praktiki.html

А.Г. Петренко, Е.В. Несова, Т.Ф. Сухорукова

История науки и техники

Учебно-методическое пособие для студентов специальности 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника»

Донецк – 2016


УДК[001+62] (091) (07)

Составители:А.Г. Петренко, д-р физ.-мат. наук, проф.

Е.В. Несова, вед.инженер.

Т.Ф. Сухорукова, зав.учеб.лабораторией.

Рецензент:В.В. Румянцев, д-р физ.-мат. наук, проф., заведующий теоретическим отделом Дон ФТИ.

История науки и техники: учебно-методическое пособие для студентов специальности 09.03.01«Информатика и вычислительная техника»/ А.Г. Петренко, Е.В. Несова, Т.Ф. Сухорукова. – Донецк: ДонНУ, 2016. – 80 с.

Утверждено на заседании Ученого совета физико-технического факультета Донецкого национального университета протокол №____от ______________ 2016г.

В данном учебно-методическом пособии изложен материал по курсу «История науки и техники». Особое внимание уделено таким разделам, как научно-техническая и компьютерная революции, прогнозирование развития науки и техники. Содержатся методические вопросы для подготовки к зачету, и темы практических занятий.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.


Содержание

Введение. 4

Тема 1. Древний мир и знания. 6

Тема 2. Наука и техника в цивилизациях Азии, Африки и Америки. 11

Тема 3. Наука и техника в античные времена. 21

Тема 4. Генезис науки в Средние века и эпоху Возрождения. 31

Тема 5. Закладывание фундамента классической науки в Новое время. 40

Тема 6. Научно-техническая революция XX века. 49

Тема 7. Прогноз развития науки и техники. 57

Тема 8. Компьютерная революция (КР). 63

Тема 9. Социум и компьютерная революция. 66

Тема 10. Будущее вычислительной техники. 70

Тема 11. Вклад ученых СНГ в развитие вычислительной техники. 72

Перечень вопросов, которые выносятся на зачет. 76

Перечень тем практических занятий. 79

Рекомендованная литература. 80


Введение

Современное образование имеет цель не только сформировать определенный набор знаний, умений и навыков и обеспечить ними специалиста в узкой предметно-практической области, но и способствовать высокому гармоничному развитию личности. В направлении междисциплинарного синтеза и интеграции, которые набирают актуальность в современной науке, важно заложить фундамент целостного научного мировоззрения студента, благодаря которым можно преодолеть разрыв между социогуманитарными, естественными и техническими дисциплинами. Курс науки и техники призван дать целостную картину познавательной деятельности, ее теоретических и практических достижений в истории развития человеческой культуры и цивилизации.

В данном учебно-методическом пособии изложен материал курса «История науки и техники», который читается для студентов специальности 09.03.01«Информатика и вычислительная техника» физико-технического факультета ДонНУ. В рамках курса рассматриваются принципиальные, узловые моменты истории науки и техники на основе сочетания социально-экономического и социально- культурного подходов. Авторы стремились развернуть панораму развития науки и техники от простых орудий первобытного человека и его ритуалов до нанотехнологий и Интернета. Особое внимание было уделено таким разделам курса, как научно-техническая и компьютерная революции и прогнозирование развития науки и техники. Для лучшего закрепления изученного материала по курсу в методическое пособие были включены вопросы к зачету и темы практических занятий.



Для начала необходимо дать определения понятиям «наука» и «техника». Под наукой понимают определенную человеческую деятельность, которая выделена в процессе разделения труда и направлена на получение знаний.

Критерии научного знания:

1. Объективность, или принцип объективности. 2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. 3. Эссенциалистская направленность.

4. Системность знания. 5. Проверяемость.

Техника(греч. τέχνε – искусство, мастерство, умение) – это: 1. совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных орудий до сложнейших систем; 2. совокупность различных видов деятельности, знаний, способов, используемых в каком-либо деле, в том числе при создании устройств, о которых говорилось выше.

Следует заметить, что технология (греч. τέχνε и λόγος – слово, знание, изучение) - это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.

Таким образом, история науки и техники– самостоятельная научная дисциплина, к особенностям которой можно отнести: комплексность, междисциплинарность; интегративность; динамичность.

Предметом истории науки и техники являютсяпроцессы получения и обоснования научного и технического знания в различных культурно-исторических условиях.

Существуют различные точки зрения на взаимоотношение науки и техники. Первая рассматривает технику как прикладную науку. Другая точка зрения исходит из положения, что развитие науки и техники – автономные, но скоординированные процессы. Техника задает условия для развития науки, а наука – для развития техники. Третья точка зрения на взаимоотношение науки и техники базируется на тезисе, что в процессе своего развития наука ориентируется на развитие технического инструментария.

Основные законы развития естествознания (по М.М. Карпову):

1) закон «относительной самостоятельности развития науки» 2) закон критики и борьбы мнений в науке 3) закон взаимодействия наук 4) закон математизации научных дисциплин 5) закон дифференциации и интеграции наук 6) закон о преемственности в науке.

«Законы строения и развития техники» (по А.И. Половинкину):

1) закон симметрии технических объектов, 2) закон корреляции параметров технических объектов, 3) закон гомологических рядов технических объектов, 4) закон соответствия между функцией и структурой, 5) закон расширения множества потребностей-функций, 6) закон стадийного развития техники, 7) закон прогрессивной конструктивной эволюции технических объектов, 8) закон возрастания разнообразия технических объектов, 9) закон возрастания сложности технических объектов.

В мировую историю науки и техники внесли вклад различные страны и народы. Западная наука носит дифференциальный характер, что привело к современной ситуации узкой специализации научных дисциплин. Для западной науки характерно четкое разделение субъекта и объекта, вывод субъекта из процесса познания. Интуиции придается минимальное значение. Восточная наука носит интегративный характер, она видит мир во всей его целостности, отрицает строгое противопоставление субъекта и объекта, отводит особую роль интуиции.

В рамках изучения истории науки и техники при выделении культурных особенностей, обусловленных, в частности, различным уровнем развития науки и техники, их местом в жизни людей, заслуживают внимания так называемые теории техногенного общества. В этом случае речь идет о существовании двух типов обществ: традиционного (восточного типа) и техногенного (западного тип). Традиционное общество обладает замедленным типом развития, канонизированными формами мышления. Главная роль принадлежит традициям, как способу сохранения культуры. Товарные отношения находятся под контролем власти, слаба развита частная собственность, власть рождает собственность. Техногенный тип развития – это ускоренное изменение природной среды и формирование техносферы как искусственного материального мира, который становится основой последующего развития. Особую значимость приобретает научно-технический взгляд на мир, что определено тем, что научное познание мира является условием для его преобразования в расширяющихся масштабах. Для понимания механизмов и закономерностей развития науки и техники необходимо рассмотрение природы и структуры коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть научными революциями. Томас Кун в работе "Структура научных революций" делает вывод, что периоды спокойного развития ("нормальной науки") сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму новой парадигмой. Парадигма (греч. παράδειγμα - пример) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Научная картина мира есть целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок. В истории науки выделяются аристотелевская, механическая, релятивистская, квантово-стохастическая научные картины мира.

Наука и техника в Византии

Восточная Римская империя явилась преимущественно греческим государством, в подавляющем большинстве христианским, и надолго пережила Западную империю. Название империи «Византийская» (от названия города Византий, на месте которого император Константин I Великий заложил Константинополь) ввели в обиход гуманисты эпохи Возрождения уже после ее падения, не решавшиеся называть ее Римской. Наука в Византии базировалась на двух различных картинах мира: языческого эллинизма, с одной стороны, и официальной христианской доктрины, с другой. Для византийской культуры в целом характерно стремление к систематизации, что свойственно христианскому мировоззрению вообще, а также обусловлено влиянием греческой античной философии, прежде всего Аристотеля, задавшего тенденцию к классификации. В Византии создаются труды обобщающего характера, в которых происходит классификация и систематизация всего, что было достигнуто к этому времени в науке. Науку в Византии понимали в соответствии с античной традицией как умозрительное знание, в противоположность практическому, эмпирическому знанию, считавшемуся ремеслом. Следуя античному образцу, под названием философии были объединены все науки – математика, естествознание, этика грамматика, риторика, логика, астрономия, музыка и юриспруденция и др.

Иоанн Дамаскин разделял философию на теоретическую, касающуюся знания, и практическую, относящуюся к добродетелям. В теоретический раздел он включал физику, математику, и теологию, а в практический раздел – этику, экономику (бытовая этика) и политику. Логику он считал инструментом философии. Иоанн Дамаскин дал систематическое изложение философско- логических понятий, а также космологических, психологических и других научных сведений на основе античных сочинений.

С ростом провинциальных городов, подъемом ремесленного производства большее значение стало отводиться развитию знаний, направленных на решение практических задач в области медицины, сельского хозяйства, строительства. Успешно развивались кораблестроение, архитектура, добывающая промышленность.

Подъем научных знаний связан с зарождением рационализма в философской мысли Византии. Одной из наиболее ярких фигур рационалистического течения является Михаил Пселл. Сочинения Пселла пронизаны стремлением освоить и использовать античное наследие, обеспечить ему достойное место в системе христианского мировоззрения. Даже описывая мир духовных сущностей христианского учения, Пселл использует высказывания о природе души Платона, Аристотеля, Плотина.

В империи активно развивалось горное дело как отрасль науки и техники, охватывающая комплекс процессов разведки, извлечения из недр и первичной обработки полезных ископаемых. Используя опыт, накопленный в античный период, в Византии добывались строительные, отделочные и полудрагоценные камни, сера, селитры, железно, медь, свинцовые руды, серебро, золото, ртуть, олово.

Характерной чертой византийского производства, городского ремесла являлась всеобъемлющая государственная регламентация.

Образованию в империи отводилось особое значение. Византийские школы являлись важнейшим источником знаний об античности. Изучался не только Псалтирь, но и произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Софокла, труды Платона и Аристотеля. Для лучшего понимания античных работ учащимся давали сведения по античной истории и мифологии. Школьный курс состоял из изучения грамматики, риторики, философии, математики, юриспруденции и музыки. Включение в школьные программы музыки, или гармонии, объяснялось тем, что гармония считалась наукой, которая наряду с математикой.

Важная роль отводилась риторике. Ее считали средством развития и совершенствования личности. Сословных ограничений на получение риторического образования не существовало, однако им могли овладеть лишь те, кто был способен оплатить достаточно дорогое обучение в школах риторов. Эталоном стиля был Григорий Богослов, который ставился выше других ораторов.

Начальные школы в империи функционировали не только в городах, но и в сельской местности. Высшее образование можно было получить только в крупных городах. Основным центром просвещения в государстве был Константинополь. В 425 г. по указу императора Феодосия II в Константинополе был создан университет. Константинопольский университет занимал ключевое место в культурной жизни государства, представляя собой крупнейший образовательный и научный центр. Было определено число преподавателей в нем - 31 человек, из них 20 грамматиков, 8 риторов, 2 преподавателя права и 1 философ.

Нередко императоры не только оказывали содействие в развитии образования, но и сами увлекались науками. Лев VI Мудрый известен как ученый, написавший большое число светских и богословских сочинений. Покровительственное отношение императоров к образованию и науке объяснялось не только и не столько их любовью к знаниям, сколько практическими соображениями, так как успешное функционирование византийского государственного аппарата требовало наличия грамотных и образованных людей в административной структуре управления. Образование служило не для того, чтобы получать определенные знания и информацию, и, в дальнейшем, генерировать новое знание, а, прежде всего, для того, что бы занять место в бюрократической структуре, соответствующее определенной квалификации.

Наука (как и иные сферы общественной жизни) в Византии была подвергнута огосударствлению, а организаторские и управленческие функции взяла на себя бюрократия.

С XIV века постоянно усиливалось давление на Византийскую империю турок-османов. 29 мая 1453 года пал Константинополь. Этот черный день знаменовал конец Византии, где в течение одиннадцати веков тщательно изучали и берегли науку античного прошлого. Политический упадок Византии привел к активной трансляции научного опыта на Запад, что стало важнейшим фактором, подготовившим западноевропейское Возрождение.

Техника XX столетия.

Машиной, которой больше чем какой-либо иной суждено было преобразовать как промышленность, так и условия жизни в XX веке, явился двигатель внутреннего сгорания. Основная идея взрыва предварительно сжатой смеси воздуха и горючего газа для осуществления термодинамического эффекта принадлежала французскому инженеру де Роша (1815 -1891), который выдвинул ее еще в 1862 году. Пионеры-практики Ленуар (1822-1900) и Отто (1832-1891), изобретшие четырехтактный цикл, и Дизель (1858-1913), дополнивший его компрессорным зажиганием, сумели создать мощные стационарные газовые и нефтяные двигатели. Генри Форд (1863-1947) превратился в самого преуспевающего фабриканта нового автомобиля, потому что он понимал, что то, что было действительно нужно, это дешевый автомобиль в огромных количествах.

Проблемы полета столь сложны, что не могли быть разрешены наукой прошлого века; в осуществлении длительного полета все зависело от наличия достаточно легкого двигателя, а такой источник энергии мог быть получен только в XX веке. В результате усовершенствования двигателя внутреннего сгорания братьями Райт был получен двигатель на самолет, который поднялся в небо в 1903 году. Эволюция аэроплана с пропеллерным двигателем шла по прямой линии от биплана Райтов до летающей «сверхкрепости»; однако требование все больших скоростей для военных целей пробило, наконец, типичный консерватизм конструкторов и породило газовую турбину, обусловившую возможность создания реактивного самолета. Во второй мировой войне самолет этот появился слишком поздно, чтобы иметь какую-либо ценность в военном отношении. Из тех же потребностей войны возник и самый старый из снарядов с огневым двигателем - ракета.

Немалую роль в развитии техники XX столетия сыграло изобретение радио и телевидения. Изобретение радио приписывается итальянскому физику Г.Маркони. Зарождению катодного, или - по современной терминологии - электронного телевидения предшествовали:

1. в 1858г. открытие боннским профессором Ю. Плюккер катодных лучей;

2. в 1871 г. изобретение англичанином У. Круксом специальных трубок для исследования свечения различных веществ, облучаемых катодным пучком в вакууме;

3. в 1897 г опыт применения немецким профессором К.Ф. Брауном катодной трубки для наблюдения быстропротекающих электрических процессов.

Уже в 1907 г. Б.Л. Розинг изобретает свой «Способ электрической передачи изображений», отличающийся применением катодной трубки для воспроизведения изображения в приемном устройстве В 1911 г. английский инженер А.А. Кемпбелл-Суинтон предлагает грубую схему полностью электронного телевизионного устройства, включая передающую трубку.

Создание квантовых генераторов, одними из основоположников теории которых были советские ученые Н.Г. Басов и А.М. Прохоров, стало началом развития нового направления электроники квантовой электроники науки, которая занимается теорией и техникой различных устройств, действие которых основано на вынужденном излучении и на нелинейном взаимодействии излучения с веществом. числу таких устройств, кроме квантовых генераторов (в том числе лазеров), относятся усилители и преобразователи частоты электромагнитного излучения, а также квантовые усилители СВЧ (сверхвысокой частоты), квантовые магнитометры и стандарты частоты, лазерные гироскопы (лазерные приборы, свойство которых - неизменное сохранение оси вращения в пространстве позволяет использовать их для управления самолетами, ракетами, морскими судами и т.д.) и некоторые другие. Детищем радиоэлектроники являются и электронно- вычислительные машины (ЭВМ), чье развитие привело к компьютерной революции.

Наибольшее влияние современная наука оказала на развитие военной техники, с одновременным стимулирующим воздействием на функционирование науки потребностей военного производства, в которое вкладываются громадные финансовые средства. Немалую угрозу безопасности человека и общества несут новые виды оружия массового поражения. Кроме химического, биологического, ядерного, нейтронного и высокоточного оружия, современный научно-технический прогресс делает возможным создание и производство новых видов оружия массового поражения, основанных на качественно новых принципах действия. Такими видами оружия массового поражения могут стать: оружие, поражающее ионизирующими излучениями, инфра- звуковое, радиочастотное, генетическое, оружие на топливно-воздушных смесях и другие.

Одним из достижений ВПК СССР являлось семейство истребителей серии Су Су-21, Су-30, Су-35 и другие модификации, которым нет аналога в мировом авиастроении. На переносном зенитном ракетном комплексе «Игла» учеными СССР был реализован целый ряд оригинальных технических решений. Среди них: применение детопационноспособного топлива двигательной установки, газодинамический разворот ракеты на начальном участке полета, селекция цели на фоне тепловых помех, смещение точек попадания ракет в наиболее уязвимые места цели, заглубленный подрыв боевой части совместно с ос- татками топлива и некоторые другие. Не менее успешны разработки их конструкторов в области создания так называемой «активной брони» для защиты танков. В Советском Союзе в 80-е годы была создана стратегическая система ракетно-ядерных сил морского базирования «Тайфун».

А.Г. Петренко, Е.В. Несова, Т.Ф. Сухорукова

История науки и техники

Учебно-методическое пособие для студентов специальности 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника»

Донецк – 2016


УДК[001+62] (091) (07)

Составители:А.Г. Петренко, д-р физ.-мат. наук, проф.

Е.В. Несова, вед.инженер.

Т.Ф. Сухорукова, зав.учеб.лабораторией.

Рецензент:В.В. Румянцев, д-р физ.-мат. наук, проф., заведующий теоретическим отделом Дон ФТИ.

История науки и техники: учебно-методическое пособие для студентов специальности 09.03.01«Информатика и вычислительная техника»/ А.Г. Петренко, Е.В. Несова, Т.Ф. Сухорукова. – Донецк: ДонНУ, 2016. – 80 с.

Утверждено на заседании Ученого совета физико-технического факультета Донецкого национального университета протокол №____от ______________ 2016г.

В данном учебно-методическом пособии изложен материал по курсу «История науки и техники». Особое внимание уделено таким разделам, как научно-техническая и компьютерная революции, прогнозирование развития науки и техники. Содержатся методические вопросы для подготовки к зачету, и темы практических занятий.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.


Содержание

Введение. 4

Тема 1. Древний мир и знания. 6

Тема 2. Наука и техника в цивилизациях Азии, Африки и Америки. 11

Тема 3. Наука и техника в античные времена. 21

Тема 4. Генезис науки в Средние века и эпоху Возрождения. 31

Тема 5. Закладывание фундамента классической науки в Новое время. 40

Тема 6. Научно-техническая революция XX века. 49

Тема 7. Прогноз развития науки и техники. 57

Тема 8. Компьютерная революция (КР). 63

Тема 9. Социум и компьютерная революция. 66

Тема 10. Будущее вычислительной техники. 70

Тема 11. Вклад ученых СНГ в развитие вычислительной техники. 72

Перечень вопросов, которые выносятся на зачет. 76

Перечень тем практических занятий. 79

Рекомендованная литература. 80


Введение

Современное образование имеет цель не только сформировать определенный набор знаний, умений и навыков и обеспечить ними специалиста в узкой предметно-практической области, но и способствовать высокому гармоничному развитию личности. В направлении междисциплинарного синтеза и интеграции, которые набирают актуальность в современной науке, важно заложить фундамент целостного научного мировоззрения студента, благодаря которым можно преодолеть разрыв между социогуманитарными, естественными и техническими дисциплинами. Курс науки и техники призван дать целостную картину познавательной деятельности, ее теоретических и практических достижений в истории развития человеческой культуры и цивилизации.

В данном учебно-методическом пособии изложен материал курса «История науки и техники», который читается для студентов специальности 09.03.01«Информатика и вычислительная техника» физико-технического факультета ДонНУ. В рамках курса рассматриваются принципиальные, узловые моменты истории науки и техники на основе сочетания социально-экономического и социально- культурного подходов. Авторы стремились развернуть панораму развития науки и техники от простых орудий первобытного человека и его ритуалов до нанотехнологий и Интернета. Особое внимание было уделено таким разделам курса, как научно-техническая и компьютерная революции и прогнозирование развития науки и техники. Для лучшего закрепления изученного материала по курсу в методическое пособие были включены вопросы к зачету и темы практических занятий.

Для начала необходимо дать определения понятиям «наука» и «техника». Под наукой понимают определенную человеческую деятельность, которая выделена в процессе разделения труда и направлена на получение знаний.

Критерии научного знания:

1. Объективность, или принцип объективности. 2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. 3. Эссенциалистская направленность.

4. Системность знания. 5. Проверяемость.

Техника(греч. τέχνε – искусство, мастерство, умение) – это: 1. совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных орудий до сложнейших систем; 2. совокупность различных видов деятельности, знаний, способов, используемых в каком-либо деле, в том числе при создании устройств, о которых говорилось выше.

Следует заметить, что технология (греч. τέχνε и λόγος – слово, знание, изучение) - это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.

Таким образом, история науки и техники– самостоятельная научная дисциплина, к особенностям которой можно отнести: комплексность, междисциплинарность; интегративность; динамичность.

Предметом истории науки и техники являютсяпроцессы получения и обоснования научного и технического знания в различных культурно-исторических условиях.

Существуют различные точки зрения на взаимоотношение науки и техники. Первая рассматривает технику как прикладную науку. Другая точка зрения исходит из положения, что развитие науки и техники – автономные, но скоординированные процессы. Техника задает условия для развития науки, а наука – для развития техники. Третья точка зрения на взаимоотношение науки и техники базируется на тезисе, что в процессе своего развития наука ориентируется на развитие технического инструментария.

Основные законы развития естествознания (по М.М. Карпову):

1) закон «относительной самостоятельности развития науки» 2) закон критики и борьбы мнений в науке 3) закон взаимодействия наук 4) закон математизации научных дисциплин 5) закон дифференциации и интеграции наук 6) закон о преемственности в науке.

«Законы строения и развития техники» (по А.И. Половинкину):

1) закон симметрии технических объектов, 2) закон корреляции параметров технических объектов, 3) закон гомологических рядов технических объектов, 4) закон соответствия между функцией и структурой, 5) закон расширения множества потребностей-функций, 6) закон стадийного развития техники, 7) закон прогрессивной конструктивной эволюции технических объектов, 8) закон возрастания разнообразия технических объектов, 9) закон возрастания сложности технических объектов.

В мировую историю науки и техники внесли вклад различные страны и народы. Западная наука носит дифференциальный характер, что привело к современной ситуации узкой специализации научных дисциплин. Для западной науки характерно четкое разделение субъекта и объекта, вывод субъекта из процесса познания. Интуиции придается минимальное значение. Восточная наука носит интегративный характер, она видит мир во всей его целостности, отрицает строгое противопоставление субъекта и объекта, отводит особую роль интуиции.

В рамках изучения истории науки и техники при выделении культурных особенностей, обусловленных, в частности, различным уровнем развития науки и техники, их местом в жизни людей, заслуживают внимания так называемые теории техногенного общества. В этом случае речь идет о существовании двух типов обществ: традиционного (восточного типа) и техногенного (западного тип). Традиционное общество обладает замедленным типом развития, канонизированными формами мышления. Главная роль принадлежит традициям, как способу сохранения культуры. Товарные отношения находятся под контролем власти, слаба развита частная собственность, власть рождает собственность. Техногенный тип развития – это ускоренное изменение природной среды и формирование техносферы как искусственного материального мира, который становится основой последующего развития. Особую значимость приобретает научно-технический взгляд на мир, что определено тем, что научное познание мира является условием для его преобразования в расширяющихся масштабах. Для понимания механизмов и закономерностей развития науки и техники необходимо рассмотрение природы и структуры коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть научными революциями. Томас Кун в работе "Структура научных революций" делает вывод, что периоды спокойного развития ("нормальной науки") сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму новой парадигмой. Парадигма (греч. παράδειγμα - пример) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Научная картина мира есть целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок. В истории науки выделяются аристотелевская, механическая, релятивистская, квантово-стохастическая научные картины мира.




agrotehnika-vozdelivaniya-bryukvi.html
ahamof-i-proishozhdenie-vidimogo-mira.html
ahill-tatij-achilleus-tatius-i-v.html
ahmetzhanova-gv-rudenko-iv-gruzdova-iv.html
aho-labdhavjav-kiv-prachuratara-bhfgjodaja-bala.html
ч     PR.RU™