АГИТАЦИЯ И ПРОПАГАНДА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ШКОЛЕ  

АГИТАЦИЯ И ПРОПАГАНДА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ШКОЛЕ


aksiomi-ordinalistskogo-podhoda-v-analize-ocenki-potrebitelem-poleznosti-potreblyaemih-blag-funkciya-poleznosti-i-krivie-bezrazlichiya-potrebitelya-svojstva-krivih-bezrazlichiya.html
aksiomi-statiki-svyazi-reakcii-svyazej-kinematika-slozhnoe-dvizhenie-tochki-dinamika-materialnoj-tochki.html

Многообразие различных форм работы по физической культуре и спорту в школе, необходимость влияния школы на осуществле­ние задач физического воспитания в семье и воспитание созна­тельного отношения учащихся к различным учебным и внгучебным занятиям требуют систематического проведения в школе агитаци­онной и пропагандистской работы (организация и проведение лекций для родителей, привлечение их к организационной работе по физической культург и спорту, приглашение родителей на спор­тивные соревнования и праздники, утренники и вечера физической культуры и спорта, организация стендов, посвященных физической культуре и спорту, освещение физкультурной и спортивной рабо­ты в стенной печати и радиогазетах школы и т. д.).

Лекции можно проводить общешкольные, для параллельных и смежных классов и для родителей. Для чтения лекций надо при­глашать врачей, специалистов физической культуры, опытных учи­телей. Большой интерес у родителей вызывают лекции о физичес­ком воспитании детей в школе и семье, режиме дня школьника, роли физкультуры и спорта в жизни школьника, правильном ис­пользовании солнца, воздуха н воды, летних и зимних спортивных развлечениях детей и др.

Привлечение родителей к организационной работе по физиче­ской культуре и спорту укрепляет связи между школой и семьей, между родительским активом и учащимися. Родителей следует ча­ще привлекать к участию в подготовке различных физкультурных и спортивных мероприятий, вводить в состав оргкомитетов, комис­сий, судейских коллегий.

Сильное впечатление на родителей производят хорошо органи­зованные праздники, физкультурные выступления, спортивные со­ревнования и вечера. Поэтому пригласить на эти мероприятия всех родителей, написать персональные приглашения, хорошо принять и разместить их на площадке или в зале и организованно выпол­нить всю программу — долг школы. Это будет хорошим сред­ством агитации за физическую культуру и спорт.

В каждой школе должен быть стенд, отражающий всю физ­культурную работу учащихся. Здесь необходимо помещать план работы школы по физкультуре и спорту, ход выполнения этого плана, достойные подражания примеры спортивной работы в шко­ле, на стенде хорошо вывешивать фотоснимки, красочные табли­цы, давать различные рекомендации учащимся и родителям. Ма­териалы должны регулярно обновляться.

В каждой школе выпускается стенная газета, а во многих шко­лах и радиогазета. В них нужно помещать сообщения о текущей физкультурной жизни школы, выступлениях лучших учащихся, ус­пешно сочетающих отличную учебу с регулярными занятиями спортом, давать краткие советы врача, учителя.


Популяризации занятий способствует школьная библиотека. Ее следует регулярно пополнять наиболее интересными новинками. О поступлении новых книг надо своевременно оповещать учащих­ся и учителей. Аннотацию книги можно давать в стенной газете или вывешивать на стенде. В этой работе активное участие прини­мают друзья библиотеки.



Из числа друзей библиотеки следует выделить несколько уча­щихся и поручить им проведение периодических информации о книгах по физической культуре и спорту, поступивших в библио­теку.

При проведении родительских собраний по любым вопросам, а особенно по вопросам здоровья детей и их физического воспита­ния, организуются небольшие тематические выставки книг. Здесь же можно рекомендовать родителям и соответствующие статьи из журналов «Здоровье», «Семья и школа», «Физкультура в школе».

Агитация и пропаганда физической культуры и спорта прово­дится по плану работы школы. Б качестве конкретных мероприя­тий в каждой школе следует предусмотреть: организацию постоян­ного стенда физкультуры и спорта; периодический выпуск стенга­зеты и радиогазеты, посвященных физкультуре и спорту; проведе­ние спортивных вечеров и праздников; чтение лекций для родите­лей о физическом воспитании детей.

Работа по агитации и пропаганде физической культуры и спор­та проводится под руководством директора школы учителями, вра­чом, родителями при активном участии учащихся.

Й»


ГЛАВА VII_______________________________________

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Важное значение для успешного выполнения задач, стоящих перед школой в области физического воспитания, имеют правиль­ное планирование и учет этой работы. Правильное планирование содействует четкой организации всей учебной, физкультурно-мас­совой и спортивной работы школы.

В школ-е составляются:

а) общий план работы школы по физической культуре на год;

б) планы учебной работы по физической культург для каж­
дого класса.

Общий план на год составляется учителем физической культуры или, если его нет, одним из учителей школы.

План обсуждается и утверждается педагогическим советом. В общем годовом плане предусматриваются все вопросы, связан­ные с работой по физическому воспитанию в школе: учебная рабо­та, физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, внеклас­сная работа и проведение физкультурных праздников, врачебный контроль, материальное обеспечение, пропаганда физической куль­туры и спорта.

В общем годовом плане вопросы учебной работы находят лишь общее отражение: расписание пользования местами занятий и ин­вентарем, порядок организации занятий, костюмы для занятий и др.

Более подробно учебная работа планируется для каждого клас­са отдельно тем учителем, который ведет в нем уроки.

В общем годовом плане школы отражаются физкультурные ме­роприятия в режиме учебного дня. В отношении гимнастики до занятии предусматриваются место проведения, продолжительность, порядок проведения, руководство занятиями, лицо, составляющее комплексы, участие в этом мероприятии педагогического коллекти­ва школы.

При организации перемен устанавливаются продолжительность отдыха, порядок питания детей, массовые физкультурные меро­приятия и назначаются лица, ответственные за организацию и про­ведение перемен.

В плане предусматривается также порядок организации и проведения физкультурных минуток на уроках и указывается, кто готовит примерные комплексы.


По внеклассной работе в плане прежде всего отражается все, что имеет отношение к кружку или коллективу физической куль­туры: когда будут избираться физорги в классах и совет коллек­тива в школе, кто из учителей будет руководить кружком физ­культуры, какие следует организовать секции, где, в какие дни будут секционные занятия.

В плане предусматриваются спортивные соревнования, прогул­ки, экскурсии, игры, указываются сроки проведения а лица, ответ­ственные за эти мероприятия. Здесь же планируются сроки и маршруты туристских походов и подготовка к ним.

В годовом плане работы школы по физическому воспитанию устанавливаются сроки и порядок медицинского осмотра учащих­ся. Вначале осмотр проходят учащиеся первых классов, далее дети, которые в предыдущем учебном году числились ослабленны­ми (из всех классов). Затем осматриваются ученики третьих и вто­рых классов. Здесь же должны быть определены сроки повтор­ного медицинского осмотра детей, отнесенных по состоянию здо­ровья к специальной медицинской группе.

О результатах медицинского осмотра врач докладывает на пе­дагогическом совете школы и собрании родителей.

Полноценная работа по физическому воспитанию в школе тре­бует хорошего оборудования мест занятий, приобретения и изго­товления необходимого инвентаря. Поэтому в плане работы преду­сматривается приобретение спортивного инвентаря и оборудования за счет бюджетных средств, изготовление его силами учащихся, родителей и шефов.

В общем годовом плане школы отражается также агитацион­ная и пропагандистская работа по физической культуре и спорту.

Общий план работы по физической культуре в школе на но­вый учебный год разрабатывается по окончании текущего учеб­ного года. В летние каникулы проводится работа по подготовке школы к новому учебному году в соответствии с разработанным планом.

План учебной работы учитель составляет перед началом учебного года.

Основными документами планирования являются: годовой план распределения программного материала по четвертям на весь год, поурочный план на четверть и план или конспект урока. Годовой план распределения программного материала по четвертям и по­урочные планы па каждую четверть необходимы для того, чтобы учитель мог в определенной последовательности выполнить всю программу по физической культуре, предусмотренную для данно­го класса.

При разработке планов учитель может пользоваться различны­ми методическими разработками и пособиями, изменяя их в зави­симости от конкретных условий школы; мест занятий, наличия обо­рудования н инвентаря и, конечно, от состояния физической под­готовленности детей.


Предмет «Физическая культура» имеет свои специфические особенности. Они выражаются в том, что материал программы из­ложен не в порядке его последовательного изучения с учащимися, а по разделам и видам физических упражнений. Кроме того, на планирование материала влияет сезонность. Поэтому учителю при планировании необходимо определить ведущие задачи обучения и виды физических упражнений, которые подлежат изучению в чет­верти, и на каждый урок составлять план.

При определении задач обучения и программного материала на четверть предусматривают следующие положения:

1. Необходимо, чтобы совокупность упражнении в каждой чет­
верти обеспечивала бы разностороннее влияние на организм де­
тей (следует включить возможно больше видов упражнений).

2. Программный материал на ту или другую четверть должен
соответствовать сезонности.

В течение первой четверти большинство уроков проводится на открытом воздухе. Поэтому здесь следует планировать бег, прыж­ки в длину, метание на дальность, упражнения со скакалками, иг­ры, требующие большой площадки (с бегом, с метанием).

Во второй четверти большинство уроков проводится в поме­щении. На это время учитель может планировать упражнения с мячами, палками, лазанье, равновесие, метание в цель, прыжки с высоты и в высоту, акробатические упражнения, упражнения с ыячаыи, со скакалками, игры, не требующие для проведения мно­го места, и др.

Третья четверть совпадает с зимним периодом. В это время большинство уроков проводится на открытом воздухе. Поэтому планировать надо занятия на лыжах, а также метание снежков, игры на лыжах, игры-эстафеты с санками.

В конце третьей четверти чаще всего бывает межсезонье. В это время и в первый месяц четвертой четверти большинство уроков проводится в помещении.

Здесь следует повторять для дальнейшего совершенствования и изучения те виды упражнении, которые уже применялись во второй четверти: общеразвнвающие упражнения с предметами, ак­робатические упражнения, лазанье и гтерелезание, равновесие, ме­тание в цель, прыжки со скакалками, прыжки с высоты и в вы­соту, игры и др.

Во второй половине четвертой четверти большинство уроков проводится на площадке. Здесь необходимо продолжить изучение тех видов, которые были пройдены в первой и третьей четвертях: бег, прыжки в длину и высоту, мета вне на дальность, наиболее сложные игры. Гимнастические построения и перестроения, упраж­нения без предметов и на осанку должны планироваться на каж­дую четверть учебного года. Также в каждой четверти следует предусмотреть упражнения в ходьбе и в беге в чередовании с ходьбой. Проведение танцевальных упражнений лучше всего пла­нировать на вторую, конец третьей и четвертую четверти.

270 . 1


3. Весь программный материал надо распределять по нара­
стающей трудности в каждом из видов упражнений.

Примеры:

а) Равновесие в I классе: в первой четверти — упражнения на
земле или на полу; во второй — упражнения на скамейке, к концу
третьей четверти — равновесие на бревне.

б) Прыжки в I классе: в первой четверти — свободные под­
прыгивания на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на дру­
гую, прыжки в играх, простейшие прыжки через скакалку; во вто­
рой четверти — прыжки с высоты с мягким приземлением; в треть­
ей ^прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки в
высоту с прямого разбега; в четвертой — прыжки в высоту и в дли­
ну с разбега.

4. Необходимо учитывать, что одни виды упражнений требуют
больше времени для изучения, а другие — меньше. Например, в
I классе программа по прыжкам значительно больше, чем по ме­
таниям, а программа упражнений без предметов больше, чем с
мячами.

5. Четверти неодинаковы по длительности, значит, количество
уроков и объем программного материала будут также разными.

Как правило, материал, изучаемый в первом полугодии, повто­ряется во втором (с целью совершенствования).

Примерное распределение видов физических упражнений по четвертям в III классе

Первая четверть.

Задачи обучения.

1. Ознакомить учащихся с двигательным режимом.

2. Продолжить обучение правильной осанке, прыжкам в длину и высоту с
разбега, метанпю .мяча на дальность.

3. Научнгь поворотам направо в налево, сдавать рапорт, ходьбе с измене­
нием темпа движений.

4. Учить свободному прямолинейному бегу на скорость.

5. Ознакомить с играми: «День и ночь», «Караси и щука», «Кто обгонит?».
Средства обучения: беседы; упражнения для формирования осанки; обще-

развиваюшне упражнения без предметов; построения и перестроения; ходьба и бег; прыжки со скакалками; прыжки в длину и высоту с разбега; метание на дальность; игры н эстафеты: «День и ночь», «Караси и щука», «Кто обгонит?»

И Др.

Вторая четверть.

Задачи обучения.

1. Ознакомить учащихся со значением активного отдыха.

2. Совершенствовать умения и навыки правильной осанки в положении си­
дя Н СТОП.

3. Научить ходьбе противоходом.

4. Научать захвату каната ногама в лазанье произвольным способом.

5. Учить перекатам назад.

6. Продолжить обучение упражнениям в равновесии, в прыжках с высоты,
в метании в цель, танцевальным упражнениям, перелезанию,


7, Ознакомить с играм»: «Гонка мячей по кругу», «Подвижная цель», «Шт-пашки — ноги от земли».

Средства обучения: беседы; упражнения для формирования осанки; постро­ения н перестроения; общеразвивающле упражнения без предметов и с предме­тами; лазанье и перелезание; акробатические упражнения; равновесие; прыжки с высоты; метание в цель; танцевальные упражнения; ходьба и бег; игры: эста­феты, «Передача мяча а колоннах», «Гонка мячей по кругу», «Подвижная цель», «Пятнашки — ноги от земли» и др.

Третья четверть.

Задачи обучения,

1. Ознакомить со значением утренней гигиенической гимнастики.

2. Продолжать обучение передвижению на лыжах, спускам и подъемам на
лыжах.

3. Формировать умения и навыки правильной осанки в различных двига­
тельных действиях.

4. Научить поворотам кругом, ходьбе по диагонали.

5. Продолжить обучение упражнениям в лазанье и перелезанив, в равно­
весия, с мячами.

6. Учить кувырку вперед.

7. Разучить танеи «Попрыгушка».

8. Ознакомить с играми: «Попади в мяч». «Охотники и утки», «Альпинисты»,
«Кто быстрей (на лыжах)?»

Средства обучения; беседы; передвижение на лыжах; элементы лыжного строя; спуски на лыжах и подъемы; игры на лыжах; упражнения для формиро­вания осанки; построения и перестроения; общеразвнвающие упражнения без предметов и с предметами; равновесие; прыжки с высоты и в высоту; танце­вальные упражнения; игры на лыжах, «Попади в мяч», «Охотники и утки», «Аль­пинисты», эстафеты и др.

Четвертая четверть.

Задачи обучения.

1. Ознакомить учащихся с правилами закаливания.

2. Совершенствовать навыки правильной осанки в различных двигательных
действиях.

3. Научить ходьбе с изменением длины и частоты шагов.

4. Учить бегу с преодолением препятствий. ■

5. Учить прыжку *в шаге».

6. Продолжить обучение в выполнении общеразвивающих упражнений без
предметов и с предметами.

7. Совершенствовать умения и навыки в ходьбе, беге, прыжках в высоту
и длину с разбега, в равновесии, акробатических упражнениях и метании на
дальность.

8. Ознакомить с играми: «Товарищ командир», «Выиграть время дальними
бросками».

Средства обучения: беседы; упражнения для формирования осанки; пост­роения и перестроения; общеразвиваюшне упражнения; ходьба; бег; прыжки в длину и высоту с разбега; метание на дальность; равновесие; акробатические упражнения; игры: «Товарищ командир», «Выиграть время дальними бросками» и др.

Это примерное распределение видов упражнений по четвертям может быть приемлемым для школ, расположенных а средней полосе РСФСР. В зависимо­сти от климатических условий распределение материала может быть иным, но принципы планирования остаются неизменными.

После ориентировочного распределения программного материа­ла по четвертям следует составить поурочный план на первую четверть. При этом те виды упражнении, которые являются ос-

212


новными в четверти, а особенно те, по которым будет проводить­ся учет успеваемости учащихся, необходимо включать в уроки неоднократно (5—8 раз) и лучше всего сериями, подряд. Это спо­собствует лучшему и более быстрому усвоению материала уча­щимися. В целях обеспечения возможно более разностороннего воздействия на организм в план каждого урока следует вклю­чать несколько видов физических упражнений. Поурочные планы на все четыре четверти сразу составлять не следует, так как нельзя заранее предусмотреть фактическое выполнение намечен­ных планов. Поэтому поурочные планы на очередную четверть разрабатываются по окончании предыдущей четверти.

Четвертные поурочные планы являются ориентировочными. Окончательный план отдельно взятого урока составляется нака­нуне его проведения, с учетом уже проведенных уроков.

Примерный план распределения программного материала на вторую четверть в III классе

19-й урок. Беседа о предстоящих в течение четверти занятиях. Построения и перестроения. Комплекс гимнастики до занятий. Игры по выбору детей.

20-й урок. Построения и перестроения. Общеразвивагащке упражнения. Рав­новесие. Метание в цель. Игры.

21-й урок. Беседа о значении активного отдыха. Построения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Равновесие. Метание в цель. Игры.

22-й урок. Построения и перестроения. Упражнения для формирования осан­ки. Равновесие. Акробатические упражнения. Лазанье и перелезание. Игры.

23-й урок. Построения и перестроения. Ходьба и бег. Обшеразвивающие уп­ражнения. Равновесие. Лазанье и перелезание. Акробатические упражнения.

24-й урок. Построения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Равновесие. Акробатические упражнения. Танцевальные упражнения. Игры.

25-й урок. Построения и перестроения. Ходьба и бег. Обшеразвивающие упражнения. Равновесие (проверка умений выполнять упражнения). Танцеваль­ные упражнения. Игры.

26-й урок. Беседа «Пора готовиться к урокам лыжной подготовки». Пост­роения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Акробатические упражнения. Лазанье и перелезание. Прыжки с высоты. Игры.

27-й урок. Построения и перестроения. Общеразвицающие упражнения. Ак­робатические упражнения. Лазанье и перелезание. Танцевальные упражнения. Игры.

28-й урок. Построения и перестроения. Ходьба и бег. Упражнения для формировании осанки. Акробатические упражнения. Метание в цель. Прыжки с высоты. Игры.

29-й урок. Построения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Акробатические упражнения (проверка умений). Танцевальные упраж­нения. Игры.

30-й урок. Построения и перестроения. Общеразвивающие упражнения, Рав­новесие. Прыжки с пысогы. Лазанье и перелезание Игры.

31-й урок. Построения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Равновесие. Акробатические упражнения. Лазанье к перелезание. Игры.

32-й урок. Построения и перестроения. Общеразвивающне упражнения. Рав­новесие и акробатические упражнения (проверка умений). Метание в цель. Игры.

33-й урок. Беседа об итогах четверти. Советы по проведению каникул. По­строения н перестроения. Ходьба и бег. Танцевальные упражнения. Игры по выбору детей.

18 Заказ № 6305 ^73


Примерные планы уроков не исчерпывают всего материала, которым следует включать в урок. Они являются лишь основой конкретных планов. Это в первую очередь относится к заключи­тельной части урока, в которой учитель должен выполнить об­щую для всех уроков задачу — привести организм занимающих­ся в относительно спокойное состояние — и подвести итоги.

Вместо указанного выше способа распределения программно­го материала по урокам на четверть может быть составлен по* урочный план-график на четверть.

Примерный план-график распределения программного материала на вторую четверть в III классе

№ уроков 26
Теоретические сведения О О О О
Построения и перестрое- + О + + + Ф О + + + 4- + 4-
ния
Ходьба и бег. Л- 4- -)- 4-
Упражнения для форми- О + + о + + 4-
рования осанки
Общеразвиваюише уп- 4- 4- + 4- 4-
ражнения (без пред-
метов и с предметами)
Равновесие О -|- 4" 4- 4- ф
Лазанье и перелезание О 4- -)- 4- -|-
Акробатические упраж- о 4- + + -+- + 4- ф
нения
Прыжки с высоты -\-
Метание в цель ■4" _|_ 4- 4>
Танцевальные упражне- О + + 4- 4-
ния
Игры + О + о + + о + + О +
Условные обозначения: О — ознакомление;+ — изучение;
♦ — фронтальный учет.

Примерное распределение программного материала по уро-. кам в четвертом плане может быть более точным, если перед на­чалом планирования все упражнения в каждом виде упражне* ний пронумеровать, а при записи в план указывать вид упражне­ний и номера упражнений.

Например, программный материал по построениям и пере­строениям в III классе может быть пронумерован так: 1. Рапорт. 2. Повороты на месте направо. 3. Повороты на месте налево. 4. Поворот кругом по разделениям. 5. Ходьба противоходом. 6. Ходьба по диагонали.

274 ■ ■ " ' . ' ' •"■•'■ ■ • '-^ 1и


Программный материал III класса по основным движениям рук, ног, туловища должен быть пронумерован отдельно: 1. Кру­говые движения обеими руками в лицевой плоскости. 2. Круго­вые движения обеими руками в боковой плоскости. 3. Асиммет­ричные движения руками. 4. Опускание на одно колено с шага назад. 5. Опускание на одно колено с шага вперед. 6. Переход из упора присев в упор присев на одной ноге. 7. Перешагивание но­гой вперед и назад через сцепленные пальцы рук. 8. Наклоны туловища вперед и назад в сочетании с движениями рук. 9. На­клоны туловища вправо и влево в сочетании с движениями рук. 10. Повороты туловища в сочетании с движениями рук. 11. Соче­тание изученных движений рук, ног, туловища.

Так могут быть пронумерованы упражнения всех видов физи­ческих упражнений, предусмотренных в программах всех клас­сов школы.

Нумерация упражнений используется как для составления чет­вертных поурочных планов, так и для составления плана на один урок: вместо описания упражнения достаточно написать его номер.

В практике работы учителей начальных классов есть два спо­соба оформления планов уроков. Первый способ заключается в том, что все планы по всем предметам на очередной день записы­ваются в общую тетрадь в том порядке, в котором уроки будут проводиться в соответствии с расписанием. При этом способе учителю следует пользоваться формами планов уроков физиче* ской культуры, приведенными в IV главе.

Другой способ состоит в том, что для каждого предмета ве­дется отдельная тетрадь с планами уроков. В этом случае для планирования уроков физической культуры может, быть предло­жена следующая форма:

Номер урока н дата Место занятий и инвентарь Задачи урока Содержание урока Задание на дом Примечание
1-я часть 2-а часть 3-я часть

Для обмена опытом планы уроков следует обсуждать на за­седаниях методических объединений.

УЧЕТ

Для правильной постановки физического воспитания в школе важное значение имеет хороший учет работы. Учет помогает проверить правильность планирования и проведения учебной и внеклассной работы, а также выявить успеваемость учащихся.


18е



В практике работы школ определились три вида учета: пред­варительный, текущий и итоговый.

Предварительный учет включает учет состояния здо­ровья и физической подготовленности учащихся.

Учет состояния здоровья детей основывается на данных, име­ющихся в личном деле, сведениях, полученных учителем от ро­дителей, результатах медицинского осмотра и наблюдениях учи­теля. Эти сведения позволяют учителю принимать решение (согласованное с врачом) о возможности участия детей в различ­ных видах учебной и внеклассной работы.

Учет физической подготовленности проводится в начале года (несколько уроков), а также перед прохождением нового мате­риала и направлен на выявление степени усвоения учащимися ранее пройденного материала. В первую очередь следует озна­комиться с умением детей выполнять упражнения в ходьбе, прыж­ках и метании. Итоги учета помогают учителю лучше ориенти­роваться в проведении практической работы с учащимися.

Основным видом учета является текущий учет. Сюда входит учет выполнения общего плана работы по физическому воспитанию и учет учебной работы.

Учет выполнения плана проводится директором школы (или по его поручению другими работниками школы), а учет учебной работы — учителем. Он проверяет успеваемость и посещаемость, выполнение учебной программы и отношение учащихся к заня­тиям.

Учет успеваемости проводится на уроках. Он содействует лучшему отношению детей к урокам, регулярным самостоятель­ным занятиям, повышению достижений учащихся в овладении умениями и навыками.

Велико влияние оценки. Высокий балл, свидетельствующий об успехах, радует учащихся, ободряет, стимулирует их. Низкий балл огорчает детей, заставляет их задуматься о причинах пло­хой успеваемости. Чтобы учет успеваемости стал действенным средством в улучшении обучения детей, его надо проводить си­стематически и методически правильно. Уже с I класса следует регулярно оценивать знания, умения и навыки учащихся, после­довательно планируя учет успеваемости.

При планировании необходимо предусматривать, чтобы ус­певаемость учащихся оценивалась по всем основным видам уп­ражнений, входящим в учебную программу. Для этого желатель­но в начале учебного года (а еще лучше до начала учебного го­да) определить, в каких четвертях и по каким основным видам упражнений будет проводиться фронтальная проверка успеваемо­сти. При этом следует соблюдать принцип преемственности и по­следовательного прохождения программного материала.

Для средней полосы РСФСР может быть рекомендовано сле­дующее планирование видов упражнений для учета успеваемости учащихся:

276 ' . ■:,■"■'.. :. '■ '■•-•■■■■?'■" '■■ ' '- ■ У


Клас­сы


первая


вторая


Четверти


третья


четвертая



Прыжки с вы­соты. Метание в цель


Лыжная подго­товка. Акробати­ческие упражне­ния


Равновесие. Лазанье и пере­лез ание



Прыжки в длину с места. Метание на дальность


Лазанье и пе-релезание. Уп­ражнения с малы­ми мячами


Лыжная подго­товка. Акробати­ческие упражне­ния


Бег. Метание в цель



III


Прыжки в высоту. Мета­ние на даль­ность


Равновесие. Акробатические упражнения


Лыжная подго­товка. Лазанье и перелезание


Бег. Прыжки в длину с разбе­га


Примечание. В зависимости от конкретных условий школы могут быть взяты другие виды.

Учет успеваемости проводится на уроках методами наблюде­ния и опроса.

Метод наблюдения состоит в том, что учитель при про­ведении урока, осуществляя обшее наблюдение за всеми учащи­мися, особенно внимательно следит за выполнением упражнений тремя-четырьмя учениками. Об этом учитель предупреждает всех учащихся, а в конце урока, подводя итоги, объявляет о ре­зультатах этого наблюдения и ставит оценки тем ученикам, за которыми он наблюдал особенно внимательно.

Наблюдение можно вести за тремя-четырьмя учениками в те­чение всего урока и объявить им общую оценку. Можно вести наблюдение за определенными учащимися лишь во время вы­полнения ими одного вида упражнений, а при занятиях другим видом — за другой группой детей. В этом случае оценка ставится не за весь урок, а за выполнение определенных упражнений. Кроме того, учитель может не предупреждать учащихся о своем наблюдении. Этот вариант применяется тогда, когда на уроках вырабатывается четкий порядок в выполнении упражнений, а так­же после того, как упражнения проводились на уроках достаточ­ное число раз и учащиеся знают предъявляемые к ним требова­ния при выполнении упражнений.

На смешанном уроке, и особенно на уроке совершенствова­ния, применяя метод наблюдения, можно поставить от 3—4 до 12—16 оценок.

Оценки можно объявлять сразу после выполнения упражне­ний или в заключительной части, при подведении итогов. Лучше это делать после проведения упражнения, тогда дети лучше пой-


мут указания учителя. Кроме того, объявление результатов во время урока мобилизующе действует на выполнение учащимися предстоящих упражнений.

Метод опроса состоит в том, что учащиеся по вызову учи­теля и по его заданию выполняют упражнения. Качество выпол­нения упражнений оценивается учителем. Опрос трех-четырех учеников на каждом уроке может проводиться при занятиях те­ми же видами упражнений.

В распоряжении учителя два способа.

Первый способ состоит в том, что учитель спрашивает одного ученика в присутствии всего класса и объявляет оценку. Этот способ очень эффективен для сосредоточения внимания занимаю­щихся на выполнении упражнений, по при таком способе затра­чивается много времени.

Второй способ состоит в том, что во время урока учитель, не привлекая внимания всех учащихся, дает одному ученику за­дание выполнить упражнение на оценку. Оценка объявляется сразу после выполнения задания. Этот способ чаще всего при­меняется при групповом методе ведения урока.

Методом опроса оцениваются не только умения детей в вы­полнении различных упражнений, предусмотренных учебной про­граммой, но и знания из области физической культуры. В пре­делах доступного дети должны иметь понятия о специальных терминах, знать, как нужно выполнять упражнения, и уметь это объяснить своими словами, знать содержание и правила прой­денных игр и уметь рассказать об этом своим товарищам.

Методом опроса учитель пользуется также при проведении учетных уроков. Учетные уроки проводятся во всех четвертях и во всех классах, кроме первой четверти в I классе. В каждой четверти проводится два—четыре учетных урока по двум-трем учетным упражнениям.

Учетные уроки следует проводить после того, как дано доста­точное количество уроков, в которых среди других видов упраж­нений были и учетные.

Желательно, чтобы виды учетных упражнений повторялись на пяти—восьми уроках, предшествующих учетному. Учетные уроки и учетные упражнения учителю следует рассматривать не только как средство выявления успеваемости учащихся, но и как возмож­ность проверки своей работы.

Если на одну четверть планируется два учетных упражнения, то учетных уроков должно быть три: на каждое учетное упраж­нение один учетный урок и один урок для повторного опроса тех учащихся, которые не были на первых учетных уроках или полу­чили низкие оценки. Во время учетных уроков дети выполняют учетные упражнения индивидуально.

В качестве учетных упражнений чаще всего применяются: бег, прыжки, метания, равновесие, лазанье и перелезание, акробати­ческие упражнения, передвижение на лыжах, спуски и подъемы


на лыжах на склонах, упражнения с мячами (большими я ма­лыми), общеразвивающие упражнения и др.




akkulturaciya-v-mezhkulturnih-vzaimodejstviyah.html
akkumulirovanie-kapitalov-naseleniya-v-mestnuyu-ekonomiku.html
akkuratova-nikiti-nikolaevicha.html
akmeizm-ot-grech-akte-visshaya-stepen-chego-libo-cvetushaya-sila-vershina-modernistskoe-literaturnoe-techenie-v-russkoj-poezii-1910-h-godov.html
akmeologicheskie-metodi-izmereniya-i-ocenki-lichnostnogo-i-professionalnogo-razvitiya-cheloveka.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
    PR.RU™