Аграрно-промышленный комплекс


akti-sudebnih-organov-rossijskoj-federacii.html
akti-tolkovaniya-prava-ponyatie-osobennosti-vidi.html

Аграрно-промышленный комплекс (АПК) – совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного сырья, насыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья. АПК занимает важное место в экономике Беларуси, на его долю приходится почти пятая часть валовой добавленной стоимости в ВВП страны, около 22% основных производственных фондов.

АПК Беларуси включает три сферы:

1) сельское хозяйство (растениеводство и животноводство);

2) перерабатывающую промышленность (пищевая, мукомольно-кру-пяная, комбикормовая, первичная обработка льна, шерсти);

3) обслуживающую сферу (производственно-техническое, мелиоративное, землеустроительное, научное, агрохимическое, ветеринарное, строительное, торговое и другие виды обслуживания).

Управление структурными подразделениями АПК осуществляют Министерство сельского хозяйства и продовольствия (включает управление собственно сельскохозяйственным производством, мясной и молочной промышленностью, рыбным хозяйством, подготовкой кадров для сельского хозяйства); концерн «Белгоспищепром» (пищевая промышленность) и др.

Основным звеном АПК является сельское хозяйство, оно производит около 58% всей продукции. Доля перерабатывающей промышленности в структуре АПК составляет 21, 22%.

Сельское хозяйство является одной из наиважнейших отраслей материального производства, которая занимается выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводство) и разведением сельскохозяйственных животных (животноводство). Ему принадлежит главная роль в снабжении населения продуктами питания и производстве сырья для пищевой и частично легкой промышленности. Примерно 2/3 розничного товарооборота в стране составляют продукты сельского хозяйства и товары, производимые из сельскохозяйственного сырья.

Сельское хозяйство занимает важное место в структуре национальной экономики. На его долю приходится около 7,7% в структуре ВВП, в нем занято 11,3% работающих, концентрируется 15,3% основных фондов (2005 г.).

В общем объеме сельскохозяйственного производства в республике на долю растениеводствав последние годы приходилось около 58%. Растениеводство подразделяется на земледелие и луговодство. В свою очередь, земледелие подразделяется на полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство. К полеводству относятся зерновое хозяйство, льноводство, картофелеводство, свеклосеяние, производство кормов, семеноводство.

Основу зернового хозяйства республики составляют культуры: рожь, ячмень, пшеница озимая и яровая, тритикале, овес, которые в структуре зернового клина занимают около 87%.

Беларусь по климатическим условиям находится в зоне рискованного земледелия, поэтому для выращивания и сбора растениеводческой продукции в необходимых объемах требуется усиленное внимание к повышению культуры земледелия и интенсификации производства. В 2005 г. валовой сбор зерна составил 7 млн. т при средней урожайности 28,1 центнера с гектара, что в основном обеспечило потребности страны в продовольственном и фуражном зерне. Но в связи с тем, что районированные сорта пшеницы белорусской селекции не позволяют получить необходимое для пищевой промышленности зерно с высоким содержанием клейковины, необходимое количество такой пшеницы закупается в южных регионах России, Украины и Казахстана.



Технические культуры (лен, сахарная свекла, рапс)занимают около 4% в структуре посевных площадей страны. Лен высевается во всех регионах республики, но наиболее крупные посевные площади (около 31%) приходятся на Витебскую область. Республика Беларусь производит 1/3 льноволокна в СНГ, 16% на европейском континенте и почти 9% мирового производства. В 2005 г. в стране произведено льноволокна 50 тыс. т при средней урожайности 7 ц/га (в Западной Европе урожайность достигает
12–14 ц/га). Главной задачей льноводства является повышение урожайности и качества продукции.

Природные условия Беларуси благоприятны для выращивания сахарной свеклы. Основные посевы сахарной свеклы находятся в сырьевых зонах сахарных заводов Брестской, Гродненской и Минской областей (заводы: Жабинковский, Скидельский, Городейский и Слуцкий). В 2005 г. произведено 3065 тыс. т сахарной свеклы. Главные задачи свекловодства – увеличение объемов производства и снижение себестоимости продукции за счет максимальной концентрации посевов вблизи сахарных заводов, использования семян высокопродуктивных гибридов, применения интенсивных технологий возделывания свеклы.

Возделывание рапса в республике связано с необходимостью обеспечения своих потребностей в растительном масле. Наибольшие посевы рапса сконцентрированы в Гродненской и Минской областях (до 70%), где достигнута наибольшая эффективность его выращивания. Расширение посевов рапса в последние годы привело к снижению его урожайности:
с 14,4 ц/га в 1990 г. до 10 ц/га в 2005 г.

Картофелеводство ориентировано на производство продукции для пищевых, технических и кормовых целей и является одной из ведущих отраслей растениеводства. Беларусь входит в число семи ведущих производителей картофеля в мире и занимает первое место по его производству на душу населения. В 2005 г. валовой сбор картофеля в стране составил 8185 тыс. т при средней урожайности 177 ц/га (в Дании – 386 ц/га, в Швеции – 334, в Бельгии – 457 ц/га). Для обеспечения роста урожайности важно не только повышение агротехники возделывания этой культуры, но и налаживание производства высококачественного посевного материала в семеноводческих хозяйствах.

Развитие овощеводства определяется потребностями населения в овощах широкого ассортимента и овощеперерабатывающей промышленности. Под овощными культурами в стране занято около 2% всей посевной площади. Валовой сбор овощей в 2005 г. составил 2007 тыс. т. Основными культурами являются: капуста, свекла столовая и кормовая, морковь, томаты, огурцы, лук, чеснок, зеленые и пряноароматические овощи.

Годовая норма рационального потребления овощей на человека в Беларуси составляет 129 кг (353 г в день), уровень потребления в последние годы составляет около 107 кг.

В связи с природными условиями в республике ограничены возделывание перцев, баклажанов, товарное производство бахчевых, поэтому их импорт ежегодно будет составлять примерно 250 тыс. т.

Животноводстводает основную часть товарной продукции в сельскохозяйственных предприятиях страны. Оно представлено разведением сельскохозяйственных животных – крупного рогатого скота, свиней, птицы, коневодством, пушным звероводством. Развиваются пчеловодство и рыбоводство. Важнейшая подотрасль животноводства – скотоводство.
В мясном балансе говядина и телятина занимают более 40%, а на развитие скотоводства в сельскохозяйственных предприятиях затрачивается около 35% всех материально-денежных средств и расходуется до 45% производимых кормов. Развитие скотоводства в республике обусловлено наличием значительных площадей сочных пастбищ и грубых кормов. В 2005 г. поголовье крупного рогатого скота в республике составляло 3980 тыс. голов (57% к численности КРС в 1991 г.). В настоящее время генетический потенциал КРС составляет: по молочной продуктивности коров – в среднем 3,5–4,0 тыс. кг в год от коровы (в 2005 г. произведено молока всего 5687 тыс. т при среднем удое от коровы 3687 кг), по суточным приростам живой массы бычков от рождения до 18 мес. – 900–950 г.

Традиционной и второй по значимости подотраслью животноводства Беларуси является свиноводство. В 2005 г. поголовье свиней составляло 3545 тыс. голов (70,2% к численности в 1991 г.). В общем балансе мяса на долю свинины приходится около 33%. В последние годы принимаются меры по переводу производства свинины на промышленную основу посредством выращивания поголовья на крупных свиноводческих комплексах.

Овцеводство в валовом производстве мяса составляет около 0,5%, козоводство развито в Беларуси только в частных подсобных хозяйствах.

Основу коневодства республики составляют четыре конных завода и сеть племенных специализированных конеферм различных породных направлений.

В пушном звероводстве поголовье норки занимает свыше 95%.

Одной из самых интенсивных отраслей животноводства является птицеводство. По численности поголовья птицы на 100 га посевов зерновых и зернобобовых и производству яиц на душу населения Беларусь занимает соответственно 13-е и 5-е места в Европе. В сельскохозяйственных предприятиях объединения «Белптицепром» сосредоточено примерно 50% поголовья птицы, но в них производится около 78% птичьего мяса.

Составной частью АПК Беларуси является рыбное хозяйство. Головное предприятие подотрасли – объединение «Госрыбхоз», входящее в структуру Минсельпрода. В составе «Госрыбхоза» 19 прудовых хозяйств и 5 рыбокомбинатов. Основным объектом прудового производства является карп, выращиваются также щука, карась, белый амур, толстолобик и другие породы рыбы. Вместе с тем рыбное хозяйство страны развито недостаточно – производит менее 1 кг рыбы на душу населения. В общем количестве потребляемой населением рыбы и рыбопродуктов собственное производство составляет около 10%.

В пчеловодстве валовое производство меда во всех категориях хозяйств составляет около 2 тыс. т в год.

В 2005 г. производство основных видов продукции сельского хозяйства на душу населения составило: зерна – 657 кг (91,3% к уровню 2004 г.), картофеля – 837 (83%), овощей – 314 (149%), мяса в убойном весе – 71 (116%), молока – 581 кг (110%), яйца – 317 шт. (106% к уровню 2004 г.).

Перерабатывающая промышленность АПК Беларуси представлена рядом подотраслей и производств, среди них – пищевая промышленность, подотрасли легкой промышленности, связанные с первичной переработкой сырья, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность. Сельскохозяйственную продукцию используют также в отраслях, не входящих в АПК (лекарственное сырье, семена льна, рапса и др.).

Пищевая промышленность производит около 17% продукции АПК. Она в индустриальном производстве занимает второе место после машиностроения – около 17% общего объема выпускаемой промышленной продукции, 7% промышленно-производственных основных фондов, 12% численности промышленно-производственного персонала. Пищевая промышленность включает более 2,3 тыс. предприятий. В ее состав входят более двух десятков подотраслей с их многочисленными специализированными производствами. Наиболее крупными являются: мясная, молочная, хлебопекарная, кондитерская, сахарная.

Дальнейшее увеличение производства сельскохозяйственной продукции в стране связано с совершенствованием структуры АПК, внедрением интенсивных технологий, социальным развитием сельскохозяйственного сектора. Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 годы предусмотрены затраты в объеме 70 трлн. руб. на обустройство не менее 1500 сельских населенных пунктов с приданием им статуса поселений нового, городского, типа (централизованное водоснабжение, газификация, дороги и улицы с твердым покрытием, транспортное сообщение с районными и областными центрами, полная телефонизация, комплекс предприятий социальной сферы).

Строительный комплекс

Строительный комплекс рассматривается как межотраслевая система, включающая совокупность предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. Он объединяет подрядные и специализированные строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-техноло-гические и научно-исследовательские организации, строительные фирмы, биржи и другие формирования, специализирующиеся в области строительства, включая отраслевые органы управления (всего более 4000 строительных и ремонтно-строительных организаций). Все подразделения комплекса объединяют экономические, технологические и производственные связи; на комплекс работает строительное и дорожное машиностроение.

На долю строительного комплекса Беларуси в составе двух взаимосвязанных секторов – собственно строительства и промышленности строительных материалов и конструкций – приходится 7,3 % ВВП страны, 7,4% общей численности работников, занятых в народном хозяйстве. Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

4.4.1. Строительство (капитальное строительство)

Рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов – промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых коммунальных, культурно-бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально-культурные потребности.

Строительство отличается многообразием производственных связей. В строительстве любого объекта принимают участие проектно-изыскательские, научно-исследовательские, строительные и монтажные организации, промышленные предприятия, банки и другие субъекты экономики, чей капитал так или иначе участвует в строительстве. Длительность технологического цикла в строительстве обусловила особую форму расчетов за строительную продукцию: расчеты ведутся за условно готовую продукцию – за этапы работ, выполнение конструктивных частей зданий или видов работ.

Кризис 1990-х годов привел к спаду объемов строительства и уменьшению мощностей строительных организаций. Производство строительной продукции стабилизировалось в 1996 г. и с 1997 г. наметалась тенденция устойчивого роста. В 2005 г. инвестиции в основной капитал составили 14818 млрд. руб. (123% к уровню 2004 г.), ввод в действие основных средств – 11434 млрд. руб. (113% к уровню 2004 г.), ввод в действие общей площади жилых домов – 3780 тыс. м2 (108% к уровню 2004 г.).

Сложной проблемой отрасли остается большой объем незавершенного строительства, которое состоит из строящихся объектов в пределах нормативных сроков и с их превышением, временно приостановленного, законсервированного и окончательно приостановленного строительства. На 1 января 2004 г. в незавершенном строительстве (без учета индивидуальных застройщиков) находилось 15573 объекта производственного и непроизводственного назначения (на 1.01.2000 г. – 22370). Этот показатель характеризует снижение эффективности использования инвестиций.

4.4.2. Промышленность строительных материалов

Является важнейшей структурной частью строительного комплекса в целом. На долю промышленности строительных материалов приходится примерно 1,3–1,5% всего ВВП, 0,8% среднегодовой численности занятых в экономике страны. Отрасль объединяет 16 подотраслей, включает около 1500 предприятий и производств различной формы собственности и специализируется на выпуске цемента, извести, стеновых, облицовочных и отделочных материалов, сборных железобетонных и бетонных конструкций, кровельных материалов. Всего производится более 130 видов строительных материалов и изделий. Крупнейшими предприятиями отрасли являются: РУП «Белорусский цементный завод» (г. Костюковичи), ПО «Кричевцементошифер» (г. Кричев), ОАО «Кровля» (г. Осиповичи), ОАО «Керамин» (г. Минск), ПО «Гранит» (г. п. Микашевичи), ОАО «Гомельстекло», РУП «Стеклозавод «Неман»» (г. п. Березовка) и др.

Развитие и функционирование отраслей строительного комплекса обусловлено долгосрочной программой «Основные направления развития материально-технической базы строительства Республики Беларусь на 1998–2015 гг.», другими отраслевыми программами.

Транспорт и связь

4.5.1. Транспорт

Транспорт – одна из базовых отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее звеньев. Велико влияние транспортных издержек на себестоимость и цены товаров. Одновременно транспорту принадлежит огромная роль в расширении экономических связей на межгосударственном уровне, развитии культурных связей между народами.

Разработку приоритетных направлений развития транспорта и государственное регулирование деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Управление предприятиями железнодорожного транспорта осуществляет Белорусская железная дорога, предприятиями гражданской авиации – Государственный комитет по авиации, городским транспортом – органы местной исполнительной власти.

Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуется следующими показателями: доля транспорта в ВВП – 8,4%, в основных фондах страны – 15,4%, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%, в численности занятых в экономике – 6,1% (2005 г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции.

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов продукции между производителями и потребителями, осуществления общедоступного транспортного обслуживания населения. Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен, как правило, для перевозки грузов и пассажиров своего предприятия, объединения. Выделяют транспорт личного пользования. По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных и искусственных путей сообщения. Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.

К транспортному комплексу предъявляются следующие требования:

· наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров;

· повышение экономичности перевозочных процессов;

· сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров;

· обеспечение интенсивности и регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий или других неблагоприятных факторов;

· повышение уровня комфортности при перевозке пассажиров, обеспечение полной сохранности перевозимых грузов, безопасности движения.

Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки грузов и грузооборот в Беларуси по видам транспорта общего пользования приведены в табл. 4.1 и 4.2.

Таблица 4.1

Перевозки грузов в Беларуси по видам транспорта общего пользования*

Вид транспорта Перевезено грузов, млн. т Процент к общему показателю
Все виды транспорта 1408,9 447,7 568,6
В том числе: железнодорожный 245,8 88,0 125,1 17,4 19,7 22,0
автомобильный 987,6 226,7 290,8 70,1 50,6 51,15
внутренний водный 18,4 1,7 3,0 1,3 0,4 0,54
воздушный 0,03 0,0 0,01 0,0 0,0 0,0
трубопроводный 157,1 131,3 149,7 11,2 29,3 26,3

Таблица 4.2

Грузооборот Беларуси по видам транспорта общего пользования

Вид транспорта Грузооборот, млрд. т×км Процент к общему показателю
Все виды транспорта 151,6 93,9
В том числе: железнодорожный 75,4 31,4 43,6 49,7 33,5
автомобильный 22,4 9,7 15,1 14,8 10,3
внутренний водный 1,8 0,03 0,19 1,2 0,03
воздушный 0,04 0,02 0,059 0,03 0,02
трубопроводный 52,0 52,7 34,3 56,1

До 1990-х годов перевозки грузов и размер грузооборота увеличивались, что обусловливалось наращиванием объемов производства практически во всех сферах экономики. Разрушение единой транспортной системы бывшего СССР, значительный спад производства в начале 1990-х годов, снижение реальных доходов населения, а также другие негативные процессы в экономической, политической и социальной сферах привели к сокращению спроса на услуги всех видов транспорта. В итоге количество перевезенных грузов за 1990–2005 гг. уменьшилось почти в 2,9 раза,
а объем грузооборота – в 1,3 раза. Одновременно происходили изменения в структуре перевозки грузов: резко уменьшилась доля автомобильного транспорта, несколько возросла доля железнодорожного и существенно увеличилась доля трубопроводного транспорта, который работает наиболее стабильно.

Перевозка пассажиров (табл. 4.3) и пассажирооборот (табл. 4.4) также сократились, но в гораздо меньших масштабах, причем это имело место на первом этапе перестройки (1991–1995 гг.). При этом в абсолютном и относительном измерениях возросла роль метрополитена, на втором этапе перестройки с 1996 г. – троллейбуса и трамвая. Для значительной части населения из-за низких доходов и высоких пассажирских тарифов стали малодоступными услуги таксомоторного транспорта, воздушного, междугородного и пригородного автобусного.

При анализе перевозки грузов и пассажиров весьма важна оценка состояния материально-технической базы транспорта. Основными натуральными измерителями, позволяющими оценить степень развития транспортной инфраструктуры, служат показатели наличного подвижного состава и обеспеченности территории страны путями сообщения – эксплуатационная длина и плотность путей сообщения (табл. 4.5).

Таблица 4.3

Перевозки пассажиров в Беларуси по видам транспорта
общего пользования

Вид транспорта Перевозки пассажиров, млн. чел. Процент к общему показателю
Все виды транспорта 2540,3
В том числе: железнодорожный 104,5 4,8 6,6 5,9 4,1
автобусный 1509,9 64,2 58,9 53,0 59,4
внутренний водный 0,9 0,1 0,1 0,2 0,02 0,01
воздушный 2,2 0,6 0,3 0,5 0,1 0,03 0,01 0,04
троллейбусами 582,6 22,7 23,3 23,3 22,9
трамваями 90,7 4,7 4,5 3,57
метрополитеном 250,4 2,7 6,2 9,1 9,9
такси 10,1 6,6 1,5 0,8 0,5 0,2 0,06

Таблица 4.4




aktivizaciya-deyatelnosti-revolyucionno-demokraticheskoj-intelligencii-v-nachale-70-h-gg-xix-v.html
aktivizaciya-energii-vo-vsem-tele-v-polozhenii-lezha.html
aktivizaciya-i-razvitie-zhiznennih-sil.html
aktivizaciya-poznavatelnoj-deyatelnosti.html
aktiviziruem-zvuk-v-golovnom-rezonatore.html
ч     PR.RU™