АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО И ДРЕВНИЕ ИМПЕРИИ


akti-zarubezhnogo-zakonodatelstva.html
aktivaciya-chakr-i-probuzhdenie-kundalini.html

Аграрные общества {их еще называют земледельческими) появились в различных регионах мира в результате неолитической революции. Спе­циализация племен на скотоводстве и на земледелии вызвала рост про­дукции, которую легко можно было обменять на другие товары. Аграр­ному обществу предшествовали культура охотников и собирателей, ро-доплеменной строй и вождества. Сменили его индустриальное и постиндустриальное общества. Таким образом, аграрное общество на­ходится как бы посредине исторической шкалы общества, образуя его стержень. Выбор земледелия в качестве такого стрежня вовсе не слу­чаен. Доместикация животных и растений в эпоху неолитической рево­люции стала поворотным пунктом в нашей истории, и сегодня без зем­леделия и сельского хозяйства не может обойтись ни одна страна.

Построим историческую хронологию человеческого общества:

Тип общества Период существования

Общество охотников-собирателей.......................................... 40 000—10 000 лет до н.э.

Аграрное (традиционное) общество ....................................... 10 000 г. до н.э. — 1750 г. н.э.

Древневосточные империи (рабство)...................................... 3500-600 гг. до н.э.

Античные государства (рабовладение) ................................... 600-е гг. до н.э. — 500-е гг. н.э.

Европейское средневековье (феодализм).............................. 500-1750 гг.

Индустриальное общество (капитализм)................................ 1750-1970-е гг.

Постиндустриальное общество................................................ с 1970-х гг. по настоящее время

Как видно, период существования аграрного общества короче, чем пред­шествующего первобытно-общинного (культура охотников и собирателей) в 3 раза, но продолжительнее, чем последующего индустриального обще­ства, в 6 раз. Аграрное общество знает две формации — рабовладение и фе­одализм, индустриальное — лишь одну, а именно — капитализм. Древне­восточные империи в таблице отмечены рабством вовсе не случайно. Оно принимало здесь более мягкие, размытые и почти домашние формы. На­против, античные государства — Древняя Греция и Древний Рим, возвели рабство, придали ему не только юридические и правовые формы, но и со-

циальные и политические. Если рабство являлось одним из самых древних и крупных социально-экономических институтов, а такова эпоха древне­восточных империй, то рабовладение — это уже целая общественно-эконо­мическая формация, классическими представителями которой являлись Древние Греция и Рим.

Ранее уже говорилось, что понятия «доиндустриальное общество» и «тра­диционное общество» в социологии и антропологии используются в качестве синонимов. Первый термин указывает на то, что данное общество предше­ствовало индустриальной революции, второй термин — что в данном обще­стве доминируют, преобладают и даже господствуют обычаи и традиций во всех сферах жизнедеятельности. Если мы теперь, после проведенных разъяс­нений, добавим сюда понятие «аграрное общество» и примем его в качестве третьего синонима, то окажется, что мы указали на еще одну отличительную черту такого общества, т.е. способ производства — земледелие.



В традиционных обществах может смениться несколько поколений лю­дей, заставая одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя их

и передавая следующему поколению. Виды деятельности, их средства и цели могут существовать столетиями в каче­стве устойчивых стереотипов. Соответ­ственно в культуре этих обществ при­оритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт пред­ков, канонизированным стилям мыш­ления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций1.

Традиционное общество — это мозаика сословий, племен, кланов, сект, линиджей, джати, конфессий, миллетов и других этнических образований, которые возникли в глубокой древности и существовали на протяжении многих тысячелетий. Оно отличается от современного рядом важных особен­ностей: зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений; цикличность развития; коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональное™; авторитарный характер власти; отсутствие отложенного спроса, т.е. способности произво­дить в материальной сфере не ради насущных потребностей, а ради будуще­го; предэкономический, предындустриальный характер; отсутствие массо­вого образования; преобладание особого психического склада — недеятель­ной личности; преобладание локального над универсальным и др.2

К факторам, организующим социальную структуру традиционного обще­ства, относятся: этноязыковая принадлежность (разделяющая валлонов и фламандцев, поляков и литовцев, турок и арабов); конфессиональная при­надлежность (разделяющая турок и азербайджанцев, фламандцев и многих голландцев, сербов и хорватов); культурно-историческая традиция (раздели-

1 Стенин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. — http://philosophy.ru/library/fnt/OO.html.

2 Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения. — http://koi.logic.ru/Russian/vf/Papers2000/fedotova_4_2000.htm.

юшая чехов и словаков, португальцев и галисийцев, сербов и черногорцев); наличие плотного, относительно однородного территориального ядра, слу­жащего как бы центром кристаллизации будущей нации. Огромную роль играют количественные размеры группы (можно сравнить судьбы, скажем, словенцев и лужичан) и географическая уединенность (что ярко видно на примере Исландии или Ливана)3.

Древние Индия и Китай, Египет, Вавилон, Греция и Рим, Византия и феодальная Европа — все это традиционные общества. Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие государства третьего мира сохраняют черты традиционного уклада жизни.

Таким образом, три термина: «аграрное», «традиционное» и «доиндустриаль-ное» — с разных сторон описывают одно и то же общество. Индустриальному обществу повезло меньше — у него лишь один синоним, а именно «капитализм». В аграрную эпоху избыточный продукт, характерный для периода вож-деств, сменился прибавочным продуктом, который в отличие от первого мож­но использовать не только для продажи, но и для эксплуатации наемного труда. Избыточный продукт намного превышал жизненно необходимый продукт и представлял собой скорее продуктовые запасы. При таком уровне человеку приходится влачить жалкое существование и весь рабочий день посвящать добыванию пищи. Недаром социологи говорят, что традицион­ное, прежде всего первобытное, общество — это то, где у людей нет досуга. Именно с земледелием ученые связывают зарождение государства, горо­дов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии, но не как случайно­го и непрофессионального занятия, предполагающего преклонение перед сверхъестественными силами приро­ды, а как мощного социального инсти­тута, который покоится на системати­ческих ритуалах и церемониях, развер­нутой доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной про­фессиональной группы профессио­нальных жрецов.

Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Воз­никли крупные постоянные поселки. Крупными они стали благодаря тому, что 1 кв. км земли стоил теперь гораз­до больше, чем раньше. Экономия зем­ли и особенности ее возделывания вы­нуждали людей «кучковаться» в новый тип социальной общности — в терри­ториальные общины. Да и продуктивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораздо больше едоков. Росло население, создавались города, воз­никали крупные территориально-властные объединения, называемые государ­ствами. Все большая часть людей высвобождалась от необходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспециализированным полнодневным ре-

Львин Б.М. К вопросу о становлении национальной государственности в России. — http:// www.libertarium.m/old/party/lvin/russia.html.

месленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что домашние про­мыслы представляли своего рода любительский труд, которым можно было за­ниматься не весь рабочий день или не всю рабочую неделю; это труд для себя и своей семьи. Ремесленный труд — это профессиональное занятие для изго­товления продукции на продажу.

Первые раннеклассовые государства на Древнем Востоке были острова­ми в море первобытных обществ. Но постепенно их становилось все боль­ше, с исторической периферии они переместились в центр мировой куль­туры и начали играть ведущие роли. На протяжении нескольких тысячеле­тий между цивилизационным ядром, т.е. мощными империями и античными государствами, и первобытной периферией4, которую состав­ляли отставшие в своем развитии народы, складывались весьма непростые, а порой и трагические взаимоотношения. Вторые для первых составляли ис­точник рабов, а первые для вторых — объект кровавых набегов. Великое пе­реселение народов, т.е. нашествие варваров на Римскую империю в IV в. н.э., и мировой рынок рабовладения, который организовали в Новое время Испания и Португалия, — два наиболее ярких и драматических при­мера подобных отношений.

Колониальная экспансия позднесредневековых Испании, Португалии, Нидерландов, Англии несла народам заокеанских стран массовое истребле­ние или ограбление природных ресурсов. Были полностью истреблены тас­манийцы и прибрежные племена Австралии, исчезло немало племен Латин­ской Америки и 2/3 индейского населения США. В результате работорговли погибло до 100 млн африканцев. Остальное население было вывезено на план­тации либо загнано в резервации. Правда, потребительский подход развитых стран к развивающимся обернулся для них самих боком: Испания и Порту­галия после непомерного обогащения пришли в упадок.

О возникновении земледельческой цивилизации говорят археологические находки, прежде всего монументаль­ные сооружения. На строительстве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии 1,5 тыс. человек должны были трудиться 5 лет. А это значит, что на строительство ушло 1,7 млн челове­ко-дней. Для того чтобы оторвать от земледелия столько людей, общество, а это происходило в начале IV тысячелетия до н.э., должно было иметь огром­ные запасы прибавочного продукта. А для его создания производительность труда должна была так подскочить вверх, как не снилось охотникам и соби­рателям. Да и разве могли группы первобытных людей по 40—60 человек по­строить такие сооружения?

Для того чтобы сделать политическую, социальную и экономическую связь между общинами особенно крепкой, люди решили руководить их жиз­нью из единого центра, а все племенные ресурсы слить воедино. Появилось централизованное государство, которое управляется из единого центра —

4 Первобытная периферия — ареал первобытных обществ, сосуществующих и взаимодействующих с цивилизациями. Возникает с появлением на Земле первых классовых обществ и постепенно су­живается в древности, в средние века и в новое время, занимая сейчас лишь небольшую часть ой­кумены.

столицы, где находится дворец фараона или короля. Выгода централизации состояла среди прочего в том, что можно было:

♦ без опасения подвергнуться нападению местных банд совершать тор­говлю на большие расстояния;

♦ сооружать грандиозные ирригационные каналы для орошения засуш­ливых районов страны;

♦ разрешать споры и конфликты между местными князьками на основе единых норм и правил;

♦ отражать нападение сильного врага объединенными войсками;

♦ ввести в стране единую денежную валюту и тем самым облегчать тор­говлю и производство товаров.

Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специ­ализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграр­ное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом и окруженных значительным количеством сельс­ких поселков и деревень. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях. Деревня — замкнутая территориаль­ная крестьянская община, ведущая натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на традиционный образ жизни и религиозные ценности.

Древние империи возникли в речных долинах Ближнего Востока 5500 лет назад. Земледельческие поселки превращались в города. Первыми городами-государствами были Шумер (южный Ирак) и Элам (юго-западный Иран). Приблизительно 4800 лет назад население Урука, самого крупного города в древней Месопотамии, достигало 50 тыс. человек. Однако с развитием ир­ригации и увеличением численности населения в обществе начались конф­ликты из-за воды и земли. Их не хватало на всех. Соседи совершали друг на друга опустошительные набеги. Население искало защиты в укрепленных городах. Города превратились не только в центры торговли, ремесел, управ­ления, но и в оборонительные крепости. Там обязательно находились круп­ные воинские гарнизоны. Стало быть, правитель страны получил дополни­тельный аргумент в споре с местными князьями, пытавшимися оспорить его власть и самим возглавить страну. Сильные города становились опорой цен­трализованного государства.

Грамотность и религия сыграли ключевую роль в экономике Месопота­мии. К тому времени была изобретена письменность, и до нас дошли записи жрецов, касающиеся экономической деятельности. Хотя государства могли существовать и без письменности, но она облегчала передачу и хранение информации. Мы знаем, что месопотамские священники занимали важные политические посты: они управляли скотоводством, земледелием, производ­ством и торговлей. Жрецы распределяли корма и пастбища для скота и ос­лов, которые использовались для вспашки земель, а также в качестве вьюч­ных животных. Централизованная обработка земли под руководством хра­мов и орошение способствовали успешному развитию общества. Постепенно политический контроль над обществом усиливался. Он распространялся на сферы обороны, производства, строительства, сельского хозяйства, торгов­ли. Жрецы выполняли одновременно роль и религиозных, и политических

деятелей. Они выступили первыми в мире менеджерами. Священники соби­рали и распределяли мясо, молочные продукты, одежду, растения, рыбу, ин­струменты и предметы торговли. Им подчинялись крестьяне, гончары, рабы, переносчики грузов, камнетесы, ювелиры и ремесленники, ткачи, скульпторы и другие группы населе­ния.

Важной частью работы по управле нию обществом являлось составление законодательства и слежение за не­укоснительным его исполнением. Чи­новники постепенно концентрировали в своих руках всю судебную власть. Именно в этот период человечество переходит к новой фазе развития — фазе правового общества. При царе Ха-мураппи (за 2,5 тыс. лет до н.э.) впер­вые появляется писаное право.

Право — совокупность общеобяза­тельных правил поведения (норм), ус­тановленных либо санкционирован­ных государством. В социальном смысле это возведенная в закон воля правящего класса. Соблюдение норм обеспечивается принудительной си­лой органов государства — полицией и судами.

Развитие земледелия и торговли привело к росту населения и его кон­центрации в крупных городах. Одним из древнейших центров рабовладельче­ского мира явилась Передняя Азия. В течение веков политическая карта этого обширного района не менялась. В результате внутренних потрясений, войн и захватов рушились одни государства, а на их месте возникали другие. В начале I тысячелетия до н.э. здесь образовалась первая крупная рабовла­дельческая империя — Ассирийская держава, включившая в свой состав боль­шую часть Передней Азии и Египет. Захват чужих территорий обеспечивал приток массы материальных ценностей и рабов, огромной дани. Все это обо­гащало военнослужилую знать и жречество Ассирии. В конце VII в. до н.э. Ассирия пала под ударами Вавилонии и Мидии. Победители разделили меж­ду собой ассирийское наследство, но, в свою очередь, уступили место новой, нарождающейся Персидской империи.

Подавляющее большинство политических систем, существовавших в до-индустриальную эпоху, следует причислить к авторитарным, а из этих авто-

ритарных подаачяющая часть относилась к монархиям. Несмотря на очевид­ные ограничения личной свободы при авторитарном режиме, вмешательство государства в жизнь сельской общины или ремесленной корпорации прошло­го было невелико. Так, в средневековой Европе сохранялась автономия кре­стьянских общин, ремесленных союзов, цехов, ассоциаций, монастырских братств и т.д., причем государства мало вмешивались в их внутреннюю жизнь. Власть государства усилилась в индустриальную эпоху, а в некоторых стра­нах она дошла до крайности, приняв извращенные формы тоталитаризма.

В аграрную эпоху человеку трудно было сочетать заботу о повышении про­дуктивности хозяйства с обеспечением своей защиты. Накопление излиш­ков связано с землей — постоянным объектом нападений и войн. Крестья­нам приходилось постоянно держать оборону не только от внешних врагов, но и от чиновников. В этот период формировались мировые империи, с мно­гочисленной армией наемников, которые возможны только за счет налогов. Уже в античную эпоху сложилось острое противоречие между реальными возможностями аграрной культуры и сосредоточенной в городах государ­ственной властью. Возникновение конфликта относится еще к VIII—IV вв. до н.э., когда греческие крестьяне, объединившись, создали на началах са­моуправления так называемые полисы, которые со временем стали извест­ны как города-государства. В Римской империи, по мере того как расстоя­ние от мест выращивания пшеницы, винограда и оливок до метрополии уве­личивалось, а иерархия становилась все более ступенчатой, этот конфликт углублялся и перерастал в постоянное противоречие. Городские парки и двор­цы греко-романской культуры выросли на могучих плечах сельскохозяй­ственного сектора общества, составлявшего около 80% населения. Города играли роль центров, где жили, правили, свершали традиционные обряды землевладельцы, где концентрировались ремесленники и торговцы5.

Еще один источник конфликтов — деление населения не по родоплемен-ному, а теперь уже по территориальному принципу. По мере того как исто­щались одни земли, государства стремились к захвату других. Разделение земель на плодородные и неплодородные приводило к постоянному столкновению населявших их групп людей. Как вы думаете, кто чаще напа­дал? Разумеется, обитатели неплодородных земель. Поскольку им грозило вымирание, агрессия захватчиков удесятерялась. История аграрных госу­дарств — это история непрекращающихся войн за лучшие земли. Собствен­но говоря, государство, как политическое объединение нескольких племен, понадобилось для защиты от «бедноземельных». Обитатели плодородных земель заключили между собой соглашение об объединении усилий для за­щиты от обитателей истощенных земель.

Существенно усложняется социальная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлечений, профессионализируется искусство, которое направле­но на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие акте­ры, трубадуры и т.п.), расширяется сфера товарно-денежных отношений, в которой появляются профессионалы, обслуживающие экономические инте­ресы правящего класса (банкиры, кредиторы, купцы и т.п.). В это время до­машние промыслы (производство изделий для собственных нужд) уступает место ремеслам (производству изделий для обмена и продажи).

См.: Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988.

Переходной формой от простого к сложному обществу служат вождества. Их еще называют протогосударственными образованиями (другие термины: предгосударство, раннее государство), потому что уже существовало имуще­ственное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще не по­явились классы, сословия и касты. Вождество — иерархически организован­ный строй людей, в котором отсутствует разветвленный управленческий ап­парат, выступающий неотъемлемой чертой зрелого государства. По численности вождество представляет крупное объединение, как правило, не меньшее, чем племя. В вождествах уже есть огородничество, но нет пашен­ного земледелия, есть избыточный продукт, но нет прибавочного. Количе­ство уровней, управления колеблется от 2 до 10 и более. Однако, несмотря на внушительное число уровней, качество управления несравнимо с совре­менными сложными обществами. Яркий пример сохранившихся по сию пору вождеств дают Полинезия, Новая Гвинея и Тропическая Африка.

Постепенно вождества очень плавно эволюционировали в аграрные го­сударства, а позже — в империи. Вождь становился правителем — князем, королем, царем. Его ближайшие родственники и друзья (чаще всего боевые) становились советниками в центре и наместниками на периферии. Дружи­на трансформировалась в постоянное войско, что позволяло перейти от толь­ко оборонительных к захватническим операциям. А там, где возможен зах­ват новых территорий, там неизбежны им­перии и централизация власти. Так, ранние государства переходят в зрелые и «перезре­лые», имперские. В самостоятельную власть превращается суд со своими веч­ными спутниками — тюрьмами и палачами. Зачатки подобных органов власти имелись уже в вождествах. Но лишь с их институци-онализацией можно говорить всерьез о пре­вращении вождеств в ранние государства. Специализированный и разросшийся аппарат управления также стал самостоя­тельной силой и также претендовал на свою долю общественного пирога. Власть служа­щих канцелярии вскоре стала настолько всемогущей, что с появлением древневос­точных империй (Египет, Вавилон, Асси­рия), а это случ илось задолго до новой эры, можно уже говорить о зарождении бюро­кратии. Бюрократы также питались за счет прибавочного продукта, добы­ваемого земледельцами. Но иждивенцами они себя не считали. Напротив, полагали, что выполняют чуть ли не самую тяжелую работу в государстве: занимаются переписью населения и припасов, распоряжаются выполнени­ем всех общественных работ, в том числе ирригацией и возведением пира­мид, сбором налогов, отправлением всевозможных ритуалов и церемоний, написанием бесчисленных отчетов, рапортов, записок и докладных. Неко­торые древневосточные чиновники жаловались, что не остается времени написать мемуары.

Аграрное общество — самая первая ступенька в многотысячелетней ис­тории общества, когда впервые появляются прибавочный продукт, частная собственность и эксплуатация человека. Они тесно связаны между собой, да так, что сложно понять, что из них выступает причиной, а что — след­ствием.

Видимо, виной эксплуатации человека человеком стали рост производи­тельности труда и возникновение прибавочного продукта. У последнего есть отличительная черта: прибавочный продукт создается одним человеком, а при­сваивается другим. Присваивает господствующий класс, который в конце XIX в. американский социолог Торстейн Веблен назовет праздным классом. Его характерная черта, по Веблену, — демонстративное поведение, приобре­тение роскоши и дорогих вещей, которые не нужны для жизни.

Врезка

П. Кууси Аграрные империи

Самые ранние империи представляли собой земледельческие общества, расположенные по берегам к.р^шь\х рек. Целью образования госу­дарства было распоряжение излишками и кон­троль за использованием воды в местных ирри­гационных системах.

Зерно производили главным образом свобод­ные крестьяне. Однако постоянные войны и раз­витие денежных отношений меняли структуру собственности и производства. Земля, принад­лежавшая семьям и отдельным крестьянам, объединялась в большие поместья и переходи­ла в собственность государства. Производство все больше становилось уделом рабов. Постоянные войны обеспечивали приток пленников, которые первоначально работали на центральную власть и вождей. Однако с разви­тием денежной экономики и невольничьих рын­ков рабов стали продавать и крупным землевла­дельцам. Использование рабского труда в сель­ском хозяйстве было очень выгодным. Первое упоминание об одомашненном крупном рогатом скоте относится к IV тысячелетию до н.э. Но только во времена древних империй живот­новодство получило распространение. Первона­чально крупный рогатый скот служил источником молока и мяса. Позже волы и буйволы стали ис­пользоваться как вьючные животные, а позже — как тягловая сила для плугов и повозок. Сельс­кое хозяйство получило важнейший, помимо че­ловеческого труда, источник энергии. Лошадь была одомашнена в степях Украины и Казахстана примерно за 2700 лет до н.э. Ее сила и скоростные качества впервые открыли воз­можность для развития наземных перевозок. Лошади использовались прежде всего в воен­ных целях, и лишь позже они заменили волов. Овладение искусством верховой езды позволи­ло создать боевую кавалерию. Кочевники обре-

ли средство для внезапных конных набегов, в отличие от народов, занимавшихся земледе­лием, они не были привязаны к постоянному ме­сту, и весь мир мог стать жертвой их завоева­тельных нашествий. Именно благодаря своей мобильности конные кочевые народы на протя­жении тысячелетий, оставаясь воинственными и появляясь всегда внезапно, вели тот образ жизни, какой был типичен для первобытных племен бродячих охотников и собирателей. Вслед за одомашниванием вола были изобрете­ны плуг и колесо. В Египте и Месопотамии зем­лю пахали с помощью плуга еще за 3400 лет до н.э. Этот способ оставался основным при­емом обработки почвы на протяжении 5 тыс. лет. Примерно в III тысячелетии до н.э. к деревянным саням, в которые запрягали волов, прикрепили колеса. В дальнейшем соединение деревянного колеса и оси было приспособлено к различным вращающимся механизмам, приводимым в дви­жение животным, водой или ветром. К важнейшим изменениям относится начало использования металлов. Природная медь ста­ла применяться на Ближнем Востоке почти од­новременно с появлением земледелия. Одна­ко мягкая медь не подходила для изготовления острых режущих инструментов. Поскольку оло­вянная и медная руда встречаются в одних и тех же местах, человек случайно обнаружил, что сплав олова и меди прочнее, чем каждый из металлов в отдельности. Так была открыта бронза.

Использование бронзы стало символом эпохи древних империй. Повсюду — в Азии, Африке и Европе — из нее делали оружие, домашнюю утварь и украшения для дворцов. Олово везли из далекой Испании. Бронзовое оружие способ­ствовало формированию постоянных армий, а также государственных структур.

Сокращено по источнику: Кууси П. Этот челове­ческий мир. М., 1988. С.147-151.

Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специ­ализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграр­ное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом. Усложнилась социальная организация общества Коллективная собственность сменилась личной, а затем частной. Последняя возможна только там, где имущество наследуется от отца к сыну. А это под­разумевает кардинальную ломку прежней организации семьи. На смену груп­повому браку и простейшей моногамии приходит сложная патриархальная семья современного типа (или близкого к нему).

Теперь земля делилась не между всей родней, составлявшей локальную группу или род, а концентрировалась в одной семье, в руках мужчин. Резко пошло в гору имущественное неравенство. Общество поделилось на работа­ющее большинство и неработающее меньшинство. Первые только продавали свою рабочую силу, вторые только накапливали прибавочный продукт.

Итак, аграрное общество — это эпоха прибавочного продукта. Он появил­ся впервые за всю историю человечества. При земледелии одна семья спо­собна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуж­дается в пользу государства и правящего класса.

Экономическая и социальная сила аграрного общества покоилась преж­де всего на земельной собственности. Зрелой формой такого общества выс­тупает феодализм. Феод означает наследственное земельное владение, пожа­лованное вассалу (слуге) его сеньором (господином) на условии несения военной службы, участия в суде и управлении государством, а также уплаты

Врезка

Тайна пустыни Наска

Самое большое в мире произведение графи­ческого искусства — линии пустыни Наска в Перу, которые ученые иногда считают взлет­но-посадочной полосой инопланетян. Они ох­ватывают площадь 520 км2 и были созданы около 2 тыс. лет назад. Эти линии включают изображения огромных птиц, китов, пауков и других животных, а также широкий спектр гео­метрических форм и линий. Все рисунки на территории пустыни выполнялись одним и чем же способом: поверхностный слой краснова­той породы непрерывной линией процарапан до появления лежащей под ним бледно-жел­той породы. Судя по всему, делалось это вруч­ную.

Датируются рисунки Наска периодом между 500 г. до н.э. и 500 г. н.э. Их создание припи­сывается племени индейцев наска, населявших районы Перу до образования империи инков. Наска были земледельцами и обрабатывали плодородные равнины вдоль тихоокеанского по­бережья Перу. Они не оставили никаких свиде­тельств наличия у них письменности: все сведе-

ния получены из захоронений и обнаруженных в них предметов.

По одной из версий, линии были древними ма­гистралями, что маловероятно, поскольку мно­гие из них неожиданно обрываются на верши­нах холмов. Наиболее популярная гипотеза была предложена доктором П. Косоком, счи­тавшим, что фигуры и линии представляют собой «крупнейшую астрономическую книгу мира». Его точку зрения разделяет и доктор М. Райхе. Она предположила, что эти изобра­жения показывали расположение звезд и со­звездий в разные времена года и использова­лись древними наска для определения точно­го времени вспашки, сева и других важных «этапов» земледельческого цикла. Клювы неко­торых изображенных птиц, например, указыва­ют на точку восхода солнца и день солнцесто­яния. Тот факт, что линии можно отчетливо рассмотреть только с воздуха, вызвал появле­ние теории о том, что во времена их создания индейцы наска будто бы умели летать. Новая теория предполагает, что некоторые из геометрических форм являются своего рода

установленных обычаем взносов. Социальной организацией феодализма является сословный строй, а политической — монархия.

В сложном обществе индивиды занимают разные позиции на шкале дос­тупа к власти. Наверху располагается правящий класс, который добивается всего отнюдь не благодаря родственным связям. В крупном государстве пра­вящий класс не может состоять сплошь из кровных родственников. Правя­щий класс крупного государства гетерогенный («разношерстный») по свое­му составу, в нем перемешаны все родственные группировки. Напротив, в простом обществе сплошь и рядом властные позиции находятся в руках од­ной родственной группы, клана.

Вскоре на первый план среди всех сословий выдвигается военное. Рань­ше, в догосударственную эпоху, оборонялись всем родом, всей группой. Никаких привилегированных военных сословий не было. Теперь они пона­добились. Почему? И почему привилегированным не стало, например, со­словие купцов или ремесленников? Разве они не приносили пользу обществу? Конечно, приносили. Но приносили всему населению, а не господствующему классу или монарху. Военные, рискуя жизнью, а не своим кошельком, защи­щали трон и от внешних, и от внутренних врагов (восстания подданных). Второй часто было главнее первого. Вот почему цари, короли, императоры жаловали земельными наделами военных, а не гражданских. Они помогали в сборе налогов, которые часто приходилось брать силой. А разве помогали в этом ремесленники, крестьяне или купцы?

В Вавилоне земельный участок воину выделялся из царских наделов. Он полностью исключался из торгового оборота, всякая сделка относитель­но земли воина считалась ничтожной. Если воин ради избавления от служ-

картами,указывающими путь к подземным во­дохранилищам. Такого мнения придерживается группа исследователей Массачусетского уни­верситета. Они выполнили археологический и геологический обзор более чем 128 месторас-

положений дренажных систем. Обнаружив соот­ветствие между геологическими разломами, содержащими подземную воду, и некоторыми геоглифами, американцы предположили, что таинственные линии указывали расположение подземных вод, которые во время засухи явля­лись более надежным источником питьевой и

поливочной воды, чем обычные реки. Исследо­ватели полагают, что коренные жители региона, знакомые с геологией окружающей среды, мог­ли определить наличие водоносных пластов и с помощью геоглифов отметили их местонахож­дение и течение. Обозначение геоглифов на карте показывает явное соответствие некоторых линий Наска и водоносных подземных пластов. Результаты исследований показывают, что под­земные грунтовые воды служили источником надежного и бесперебойного поступления воды жителям Наска. Эта вода по сравнению с реч­ной лучше качеством и богаче минеральными веществами. Проверка гипотезы на основе мно­гочисленных гидрогеологических, геофизичес­ких и геохимических анализов продолжается до сих пор. Анализы помогли установить, что мес­тонахождение подземных источников совпада­ет с геологическими разломами. А анализ хими­ческого состава воды подтвердил, что подзем­ная вода имеет другое происхождение, чем вода рек этого региона.

Источники: SciTecLibrary.com; MIGnews.com. 06.03.

бы бросал надел, он не терял прав на него в течение года при условии воз­вращения к своим обязанностям.

Аграрное общество изобрело две формы прикрепления человека к земле. благодаря которым надеялись получить максимальную производительность труда, — рабство и крепостничество. Но обе оказались неудачными. Только свободный труд крестьянина, который, возникнув в Древней Греции, затем практически исчез на 2 тыс. лет и возродился лишь при капитализме, позво­лил накормить огромное население Земли.

ФЕОДАЛИЗМ

Некоторые экономисты и даже социологи утверждают: грядет эпоха со­временного феодализма. Основные признаки новой общественной фор­мации они усматривают в том, что мелких государств становится все больше и управлять миром начинают крупные династии промышленни­ков, в то время как для простого смертного незаметно наступает крепо­стное право. Что из себя представляет тот общественный строй, кото­рый, как мы сегодня точно знаем, существовал раньше и который, как предполагают, может ожидать нас завтра?

ПЕРИОДИЗАЦИЯ




aktivn-dprikmetniki-vddslvn-prikmetniki-j-pasivn-dprikmetniki.html
aktivnaya-deyatelnost-politicheskih-vlastej-vseh-urovnej-v-soedinennih-shtatah-ee-vozdejstvie-na-obshestvo.html
aktivnaya-zhena-passivnij-muzh.html
aktivni-ta-pasivni-zahodi-regulyuvannya-zajnyatosti-naselennya.html
aktivnie-dejstviya-pismennoe-oformlenie-celej.html
ч     PR.RU™