Академическое красноречие


al-kunut-v-molitve-al-fadzhr.html
alaliya-ee-prichini-formi-stepen-virazhennosti-u-detej-rzha.html

Основные жанры научно-учебных текстов. Культура речевого поведения в профессиональной сфере.

Тема: Рецензирование научного текста. Структура научной рецензии. Отзыв. Резюме-выводы.

Цель:дать понятие о рецензии и отзыве; ознакомить с правилами их оформления.

Содержание занятия.

Определение, сущность и назначение отзыва, рецензии. Написание рецензии и отзыва по результатам прочитанной книги.

Тема:Рецензирование научного текста. Структура научной рецензии. Отзыв о научной работе. Структура научного отзыва. Резюме-выводы как текст вторичной информации. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов.

Отзыв- это критическое описание какой-нибудь научной работы, мнение о чем-нибудь, оценка чего-нибудь. В отзыве, как правило, отсутствует детальный анализ, важной является общая оценка.

Отзывможет быть официальным и неофициальным. В первом случае он сближается с рецензией, во втором - с высказанной оценкой: понравилось - не понравилось.

Части отзыва Лексическое
1часть- Вводная (оценочная) Посвящена важной проблеме, актуальному вопросу, исследуется, рассматривается важный вопрос, ставятся актуальные, нужные, злободневные вопросы.
2 часть - Описательно- оценочная Довольно убедительно, подробно, основательно, совершенно верно; убедительно доказывает, аргументирует; своевременно обращает внимание, заслуживает внимания, главное достоинство, я согласен (не согласен, полностью), разделяю мнение автора, я счита..., согласен) не согласен с утверждением, можно согласиться, представляется ценным, полезным, нужным, считаю обоснованным; заслуга автора
3часть Вывод оценка Представляется правильным вывод о том, что...; итак, автор совершенно правильно приходит к выводу; в статье представлен глубокий полезный материал для...; думается, что...; статья имеет большое познавательное значение...; статья представляет интерес.

Задание 1. Ознакомьтесь с образцами отзыва и рецензии, составленными по тексту «Научно-техническая революция»

О статье...(инициалы, фамилия автора в родительном падеже) «Научно-техническая революция»

Изучение вопросов о сущности, роли и возможности научно-технической революции уже имеет определенную историю. Причем они связаны как с общим проблемами прогресса цивилизации, так и с более частными: НТР и человек, научно-техническая революция и экология и др.

В статье характеризуется производство, создаваемое НТР как четырехзвенное, и на основе этого определяется место человека в производстве.

Автор отмечает, что автоматизация вытесняет человека из непосредственного процесса материального производства, что ведет к изменению его функций. При этом справедливо отмечается, что научно- техническая революция создает качественно новые производительные силы.



Автор убедительно излагает материал и подводит к выводу о том, что научно-техническая революция - это прогресс социальный, затрагивающий все стороны общественной жизни, в частности, создаются предпосылки для всестороннего и гармонического развития личности.

Полагаем, что статья может быть полезной для широкого круга людей, занимающихся изучением вопросов о научно- технической революции.

на статью ...(инициалы, фамилия автора в родительном падеже) «Научно-техническая революция»

В наше время, когда научно-техническая революция привела уже к определенным качественно новым изменениям в обществе, произошло теоретическое осмысление данного явления.

Автор работы ставит вопрос о том, как научно- техническая революция повлияла на роль человека в процессе материального производства и его производительные функции и, соответственно, как это затронуло общественную жизнь в целом.

На определение научно-технической революции в социальном плане уже сложился определенный взгляд, который разделяется и автором статьи. Он заключается в том, что НТР- это прогресс социальный, затрагивающий все стороны общественной жизни. В этой связи было бы желательным остановиться более подробно на отрицательных факторах НТР с целью того, чтобы наметить пути их преодоления. В этом бы состояла значимость статьи.

В статье убедительно освещается вопрос о том, как на основе научно-технической революции создаются предпосылки для всестороннего и гармонического развития человека, но при условии социальной ориентации НТР. Следовало бы развить данную тему, потому что происходящие сейчас в мире процессы свидетельствуют о том, что в ряде случаев научно - техническая революция отрицательно влияет на человека.

В целом материал в рецензируемой статье изложен грамотно, последовательно. Поскольку работа носит общеобразовательный характер, она может быть полезной для всех, занимающихся изучением данного вопроса

Академическое красноречие

Это одно из древнейших полей языкового поиска - высокое мастерство общения с учениками. Это Сократ, Платон, Аристотель, а в России 19-20 вв. - С.Соловьев, В.Ключевский, Н.Бердяев, В.Виноградов, К.Тимирязев, А.Лосев, Д.С. Лихачев и многие другие. Как педагоги эти признанные мыслители и ученые формировали и оттачивали мастерство учебных диалогов, дискуссий, эвристических бесед на лекциях в университетах, на публичных выступлениях. Основные принципы, которыми они руководствовались: научная глубина излагаемого материала, точность, логика (обоснованность, доказательность, поиск истины), знание и учет адресата, умение устанавливать контакт с аудиторией, находить уровень доступности, интереса, мотивации, достигать ответного развивающего эффекта.

Университетский профессор дает образцы культуры мышления, он ведет за собой студентов. Суть университетского образования не только в новизне излагаемого, но и в реализации методов исследования. Профессор будит мысль студентов, стимулирует их способности и одаренность, зажигает стремления.

Среди опытных профессионалов была проведена анкета с единственным вопросом: что запомнилось из студенческих лет? На первом месте оказалось живое общение с профессором, светлая зависть его эрудиции, горению, успехам. На втором месте - собственный поиск, споры, написание и защита дипломной работы.

Разновидностью академического мастерства является педагогическое общение - в школе, в семье. Главное в таком общении - создание атмосферы близости, доверия, благоприятного эмоционального климата; артистизм учителя, воспитателя, устраняющий психологические барьеры. Однако учитель все же планирует свои действия по этапам: моделирование предстоящего общения; его организация и исполнение намеченного - с возможными вариантами, «управление ходом общения; контрольно-оценочный этап - для себя, разумеется. Учителю, воспитателю необходимо, безусловно, безупречно владеть собой и языком, механизмами речи, оперативно ориентироваться в меняющихся условиях, не упускать основную цель, видеть перед собой не объект воздействия, а живую, более того, - животрепещущую личность. Не подавить ее, а помочь!

Задание 1.Напишите отзыв и рецензию на статью из учебной литературы по специальности.

Задание 2.Напишите рецензию на статью А. Лосева «Об интеллигентности». В рецензии постарайтесь прояснить, как вы от­носитесь к идеям А. Лосева, насколько, с вашей точки зрения, эта статья актуальна.

ОБ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ

1. Что не есть интеллигентность.

Интеллигентность не есть ни большое накопление знаний, ни владение какой-нибудь профессиональной специализацией, ни участие в общекультурном прогрессе, ни просто моральное поведение или художественная способность, ни просто какое-нибудь общественно-историческое происхождение, ни просто принадлежность к некоторой общественно-политической прослойке. Все эти качества и особенности либо являются выражением интеллигентности, но не самой интеллигентностью, либо нейтральны к интеллигентности, либо даже враждебны к ней.

2. Интеллигентность и личность.

В первую очередь интеллигентность есть та или иная жизнь личности, или, вообще говоря, функция личности. Но что такое личность? Личность есть индивидуальный сгусток природных, общественных и исторических отношений. Но интеллигентность не только это, потому что всякий человек, даже совсем неинтеллигентный, всегда тоже есть какая-нибудь личность, хотя бы и ничтожная.

3. Интеллигентность и культура.

Латинское слово «культура» означает «обработка», «разработка», «переработка», «возделывание». Это значит, что культура никогда не может быть наивной. Она всегда есть сознательная работа духа над своим собственным совершенствованием и над упорядочением всего того, что окружает человека. В этом смысле интеллигентность уже перестает быть просто наивной.
Быть интеллигентом — значит постоянно и неустанно трудиться. И притом интеллигентность не есть просто вооруженность, но и готовность вступить в бой. А чтобы вступить в бой, надо ориентироваться в общественно-исторической обстановке. Но так как подобная ориентация требует уже критического подхода к действительности, то интеллигентность свойственна только такому человеку, который является критически мыслящим общественником. Интеллигент, который не является критически мыслящим общественником, глуп, не умеет проявить свою интеллигентность, т. е. перестает быть интеллигентом. При этом вступать в бой для интеллигента часто даже и нецелесообразно. Еще надо знать, когда вступать в бой, а когда не вступать. Все эти вопросы интеллигент решает на основе своей общей идеологической направленности и на основе критического понимания общественно-исторической обстановки. Это и есть культурное дело интеллигентности. Такой культурный труд не есть печальная необходимость, но всегдашняя радость, всегдашняя духовная легкость и всегдашний праздник. Для интеллигентного человека труд есть праздник вечной молодости и радостного служения общечеловеческому счастью.

4. Интеллигентность и общественно-личный исторический подвиг.

В истории весьма редки и непродолжительны такие периоды, когда можно быть интеллигентом и в то же самое время быть уверенным в своей полной безопасности. Чаще и продолжительней те периоды, когда интеллигентность заставляет людей заботиться о себе и о своей культуре, когда она вынуждена обстоятельствами заботиться о своем вооружении и о своей защите. Однако еще чаще, еще продолжительней такие периоды, когда наступает необходимость боя. Да и не только в истории как в общей картине человеческого развития. Самый обыкновенный быт, самая мирная с виду обывательская жизнь всегда полны забот и тревог, опасностей и потерь, всегда бурлят неизвестно какими возможностями. Поэтому подлинная интеллигенция вооружена не только ради открытого в полемическом споре обнаружения истины, но и ради необходимости бороться со всякого рода скрытыми несовершенствами жизни.


И нет другого слова, которое могло бы более ярко выразить такую сущность интеллигентности, чем слово «подвиг».Интеллигентность- это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное.

5. Интеллигентность и простота.

Если подвести итог всему сказанному, можно наметить такую предварительную форму интеллигентности. Интеллигентность есть индивидуальная жизнь или функция личности, понимаемой как сгусток природно-общественно-исторических отношений, идеологически живущей ради целей общечеловеческого благоденствия, не созерцающей, но переделывающей несовершенства жизни, что повелительно требует от человека потенциального или актуального подвига для преодоления этих несовершенств.


Этот итог звучит слишком сложно. Все указанные нами отдельные признаки интеллигентности существуют в ней безо всякой раздельности и расчлененности, существует как неделимая единичность, как некая духовная простота. Подлинный интеллигент всегда прост и незатейлив, всегда общителен и откровенен и не склонен аналитически вдумываться в свою интеллигентность. Интеллигент тот, кто, как сказано, всегда целесообразно трудится; но он всегда настолько прост душой, что даже не чувствует своего превосходства над людьми неинтеллигентными. В этом смысле интеллигентности нельзя научиться, но она требует длительного воспитания и самовоспитания. Она не есть философский трактат об интеллигентности; но она есть та культурная атмосфера, и она есть простота, которая где-то и когда-то и часто неизвестно почему сама собой возникает в человеке и делает его интеллигентным.

6. Об осуществимости интеллигентности.

В заключение мне бы хотелось ответить на один вопрос, который возникает у многих при ознакомлении с моей теорией интеллигентности. Говорят, что такая интеллигентность чересчур уж высока, чересчур недосягаема и потому практически неосуществима.


Быть интеллигентным в моем смысле слова — это, конечно, нелегко, и тут требуется

Задание 2. Проанализируйте тексты рецензий, выявите особенности содержания и формы жанра. Определите, какие стан­дартные конструкции использованы авторами. Охарактеризуйте достоинства и недостатки данных текстов.

Материал для справок:

Стандартные выражения, используемые при написании рецензии:

1. Для передачи содержательной стороны работы: работа посвящена..., выдвигается гипотеза..., в статье затронута проблема..., дана рецензия..., излагается теория..., статья (монография, книга) состоит из разделов, автор дает определение (характеристику)...

2. Для характеристики положительных сторон работы: следует отметить положительные моменты..., положительным в работе является..., к достоинствам работы следует отнести..., существенным и весьма интересным (важным, значительным) в работе является...

3. Для характеристики недостатков работы: к недостаткам работы относятся..., к недостаткам работы следует отнести..., недостатком работы является...

4. Конструкции, содержащие вывод: в целом работа заслуживает..., работа выполнена на ... уровне, работа может быть оценена...




agressivnost-vihodit-na-svet-bozhij.html
agressiya-i-agressivnoe-povedenie.html
agressiya-i-delinkventnoe-povedenie.html
agressiya-i-prosocialnoe-povedenie.html
agressiya-po-otnosheniyu-k-okruzhayushim-obektam-i-lyudyam.html
ч     PR.RU™