Акыда саляфов и имамов хадиса


admnstrativna-vdpovdalnst-ta-admnstrativne-pravoporushennya.html
admnstrativna-vdpovdalnst-za-porushennya-agrarnogo-zakonodavstva.html

Акыда саляфов и имамов хадиса

Имам Абу Усман ас-Сабуни аш Шафии (373 - 449 г.х.)

Проект "Книжная полка мусульманина" (https://telegram.me/maktabat)


Предисловие

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, и его праведным сподвижникам, а затем:

Это прекрасное послание одного из великих ранних имамов шафиитов, придерживавшихся убеждений ахли-Сунна - Абу Усмана ас-Сабуни, касательно важных основ вероубеждения, которые должен знать каждый мусульманин, чтобы быть из той единственной группы, которая спасется, в то время как 72 течения причисляющие себя к этой Умме - попадут в Огонь и погибнут, согласно достоверным хадисам Пророка, мир ему, пришедшим об этом.

Данное послание изначально было переведено редакцией одного из мурджиитских порталов, и распространено в интернете. И я ознакомился с их переводом, поскольку данное послание, ввиду чрезвычайной полезности и важности, должно быть переведено и донесено до мусульман точным и правильным образом.

Каково же было мое удивление, когда я, начав сверять, обнаружил в их переводе:

1. Вопиющие ошибки в переводе, связанные с непониманием темы либо же незнанием арабского языка

2. Подтасовки в переводе в некоторых местах, чтобы свести слова имама ас-Сабуни к своим порочным убеждениям

3. Выкидывание из матна книги нескольких хадисов, без всякого на то указания в примечании!

4. Сокращение иснадов хадисов и асаров, которое хоть и нет в нем проблем в основе, но на это должно быть указано в предисловии или же примечании, как того требует научная честность

5. Добавление в основной текст матна каких-то своих слов, указаний, примечаний

6. Составление сносок, в которых они призывают к своему заблуждению в вопросах Имана, манхаджа, и рекламируют своих шейхов и лидеров

7. Не обратили внимания на некоторые места в этом послании, где есть неточность или непонятность в выражениях, которые следовало указать, чтобы мусульмане правильно их поняли, как например слова про оговорку в Имане, суровое царство, и так далее.

Все это серьезно подрывало ценность перевода данного послания, и напротив, превращало это послание из полезного послания от которого получают пользы все мусульмане - в искаженное послание, содержащее призыв к заблужденному манхаджу в примечаниях.

Поэтому, я решил исправить этот недостаток, и сделал следующее:

1. Вернул матн (текст) послания к полностью первоначальному виду, вернув даже иснады

2. Исправил ошибки и искажения в переводе

3. Добавил раздел о защите имама ас-Сабуни от наговоров ашаритов, что он якобы был одним из них.

4. Удалил почти все их сноски, и добавил новые сноски, в которых разьяснил некоторые пользы этого послания опираясь на слова ученых Сунны и хадиса, таких как имамы-саляфы этой Уммы и шейх уль Ислам Ибн Теймия



5. Указал на некоторые неясные и неточные места в этом послании (которых очень мало, и в целом послание просто прекрасное), приведя слова ученых

Пусть Аллах примет от нас, и сделает данное послание причиной наставления мусульман на верный путь.

Написал: Абу Муса ар-Руси, 29.3.2016

Биография имама ас-Сабуни

Аз-Захаби писал о нем в «ас-Сияр» (18/40):

“Выдающийся ученый, имам, образец для подражания, наставник, хадисовед, толкователь Кора-на, шейхуль-Ислам, Абу ‘Усман Исма’иль ибн ‘Абдур-Рахман ибн Ахмад ибн Исма’иль ибн Ибрахим ибн ‘Абид ибн ‘Амир ан-Найсабури ас-Сабуни.

Родился в 373 г.х. Первое свое собрание с полезными наставлениями он устроил в возрасте девя-ти лет, сменив в этом своего отца, который был убит в 382 г.х.

Он передавал хадисы и предания от: Абу Са’ида ‘Абдуллаха ибн Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба; Абу Бакра ибн Михрана; Абу Мухаммада аль-Мухалляби; Абу Тахира ибн Хузеймы; Абу-ль-Хусейна аль-Хаффафа; ‘Абдур-Рахмана ибн Аби Шурейха; Захира ибн Ахмада аль-Факъиха.

От него передавали: аль-Каттани; ‘Али ибн аль-Хусейн ибн Сасари; Наджа ибн Ахмад; Абу-ль-Къасим ибн Аби Я’ля; аль-Байхаки; его сын ‘Абдур-Рахман ибн Исма’иль; а также многие другие, по-следним из которых был Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн аль-Фадль ибн аль-Фарауи.

Абу Бакр аль-Байхакъи, передавая от него что-либо, говорил: «Рассказал нам истинный предводитель мусульман и настоящий шейх-уль-Ислам Абу ‘Усман ас-Сабуни…», и только затем приступал к самому сообщению.

Абу-ль-Хусейн аль-Багъдади рассказывал: “Когда Абу ат-Тайиб (шейх имама ас-Сабуни) находился на каком-либо собрании, будь то праздник, похороны или другие мероприятия, его непременно и единодушно назначали главой собрания, даже если среди присутствующих были люди, не разделяющие его взгляды. Более того, не будь его там, собрания не состоялось бы и вовсе! Ему поручали право первого и последнего слова, и именно он задавал тему этих собраний. Увлекающиеся фикъхом, в его присутствии, обращались со своими вопросами только к нему, и когда он погружался в разговор на эти темы, то непременно делал это в самом лучшем виде и доводил их до конца. После чего он, обычно, велел Абу ‘Усману занять его место, и тот сразу же взбирался на него, продолжая разговор и растолковывая людям суть и смысл рассматриваемых вопросов, когда же он заканчивал и обращался к Аллаху с мольбой, Абу ат-Тайиб вставал и уходил, а люди расходились вслед за ним. Надо отметить, что тогда имам ас-Сабуни был всего лишь подростком”.

Абу ‘Абдуллах аль-Малики говорил: “О безупречности Абу ‘Усмана в передачах преданий и тафсире свидетельствовали самые благородные мужи его времени”.

‘Абдуль-Гъафир в «ас-Сиякъ» писал о нем так: “Толкователь Корана и знаток хадисов, духовный наставник, шейхуль-Ислам Абу ‘Усман Исма’иль ас-Сабуни, был уникальной личностью своего време-ни. Он радовал своими наставлениями мусульман на протяжении целых семидесяти лет, двадцать из которых делал это с минбара одной из соборных мечетей. Он был усердным в поисках знаний, хафизом, оставив после себя много научных трудов.

Он много путешествовал с целью изучения хади-сов: был в Найсабуре, Герате, Сархасе, Хиджазе, Шаме и т.д. Наряду с этим сам являлся передатчиком и рассказывал хадисы в Хоросане, Индии, Горгане, Шаме, Хиджазе и Иерусалиме.

Будучи наделенным великим достоинством и авторитетом не только в религиозных кругах, он являл собой украшение любой местности, где бы ни был. Его слова имели вес и принимались всеми, согласными с его мнением или же нет. По свидетельству ученых его времени ему не было равных. Без преувеличения можно сказать, что он был мечом Сунны и грозой нововведений.

Его отец – имам Абу ан-Наср был одним из самых известных проповедников в Найсабуре. Во время мазхабного преследования он был арестован и впоследствии казнен. Имаму ас-Сабуни тогда было всего девять лет, однако это не помешало ему продолжить дело отца. Он стал устраивать собрания посвященные проповедям и наставлениям мусульман, и многие имамы его времени присутствовали на них. Один из них, имам Абу ат-Тайиб ас-Са’люки, взял на себя дело его воспитания и попечительства. Также его проповеди посещали такие ученые как Абу Исхакъ аль-Исфараини и Абу Бакр ибн Фаурак и все они поражались красоте помыслов и совершенству его ума.

В такой атмосфере рос и воспитывался наш имам, пока не достиг того уровня, благодаря которому прославился. Большую часть своего времени он уделял поклонению и богоугодным делам, так что люди начали приводить его в пример, когда речь заходила об этом”.

‘Абдуль-Гъафир также писал: “В своем письме с выражением соболезнования в связи с кончиной ас-Сабуни, Зайн аль-Ислам ибн Тус писал: “Разве не затаился в его время всякий лжец, желающий возвести ложь на пророка (мир ему и благословение Аллаха)?! Разве при нем Сунна не торжествовала над нововведением?! Разве не посвятил он всю свою жизнь призыву к Аллаху и наставлению рабов Его на путь истинный?! Когда он был ребенком, то не тратил время на юношеские увлечения, а когда достиг зрелости и дожил до преклонных лет – не допускал ошибок и промахов, что так свойственно людям этого возраста! О писатели, отставьте свои чернильницы и седлайте лошадей, ибо не стало того, кого вы так хорошо знали! О вещающие с минбаров, да сделает Аллах великой вашу награду, умер ваш имам, умер ваш господин!”

Аль-Каттани сказал: “Я не видел ни одного шейха, который своим аскетизмом и знанием был бы похож на Абу ‘Усмана”.

Он был один из имамов хадиса, автором известного труда о Сунне и убеждениях первых поколе-ний мусульман . И любой, кто, беспристрастно и без предубеждений, ознакомится с ним, обязатель-но отдаст ему должное”. Закончились слова аз-Захаби. См. “Сияр а‘лям ан-нубаля” 18/40-44

Добро и зло

Приверженцы Сунны свидетельствуют и убеждены в том, что добро и зло, польза и вред,– все это происходит по предустановлению и предопределению Аллаха, которые неминуемы, и которые невозможно предотвратить или избежать. Человека постигает лишь то, что было предписано для него Его Господом и даже если все творения Аллаха соберутся, чтобы принести пользу или вред кому-либо из людей вопреки тому, что ему было предписано – они не смогут этого сделать, как об этом говорится в хадисе от ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса который он передает от Пророка (мир ему)[81].

Всевышний сказал: «Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости» (Юнус 10: 107).

Приверженцы Сунны утверждают, что все добро и зло – от Аллаха, и это происходит по Его предопределению.

Однако также к их пути и учению относится правило не причислять и не относить к Аллаху вне контекста все, что в отдельном использовании может показаться указанием на недостаток или изъян в Его совершенной сущности. Так, например, нельзя обращаться к Аллаху, говоря: «О Создатель обезьян» или «О создатель свиней» или «О Создатель навозных жуков» и так далее, несмотря на то, что все они являются Его творениями.

Доказательством этому служат, слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который в своей мольбе говорил: «Благословен Ты и Возвышен, в Твоих Руках благо, а зло никак не относится к Тебе»[82].

Смысл этих слов, а Аллаху ведомо лучше, заключается в том, что зло, отдельное от добра, нельзя относить к Аллаху, как бы специально подчеркивая это. Нельзя, например, взывать к Аллаху, обращаясь к Нему: «О Создатель Зла» или «О Предопределяющий зло», хотя, вне сомнения, именно Он создаёт и предопределяет и добро и зло.

По этой же самой причине, Хадыр объясняя пророку Мусе (мир им обоим) смысл своих злых поступков, которые он совершил по велению Аллаха, желание причинить вред людям приписал себе. Так, он сказал: «Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море. Я захотел повредить его, потому что перед ними находился царь, который силой отнимал все целые корабли» (аль-Кахф 18: 79).

Когда же Хадыр объяснял смысл своих благих поступков, как желание оказать милость, благодеяние и добро, то он отнес это к Аллаху, сказав: «Что же касается стены, то она принадлежала двум осиротевшим мальчикам из города. Под ней находился их клад. Их отец был праведником, и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа. Я не поступал по своему усмотрению. Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением» (аль-Кахф 19: 82).

В этом же ключе необходимо понимать и слова Ибрахима, мир ему, когда говоря об Аллахе, он сказал: «Когда я заболеваю, Он исцеляет меня» (аш-Шу’ара 26: 80). Здесь Ибрахим, мир ему, отнес болезнь к себе, а исцеление от нее к Аллаху, хотя известно, что и болезнь и исцеление, исходят только от Него.

Воля Аллаха

Также к убеждениям приверженцев Сунны и единой общины относится вера в то, что все благие и дурные деяния рабов Аллаха происходят по Его воле. Никто не может уверовать или стать неверным, если на то не будет Его воли и желания.

Если бы пожелал Аллах, то сделал бы людей единой общиной, а если Он бы пожелал, чтобы никто не ослушивался Его, то не создал бы Иблиса.

Поэтому все – и неверие неверных, и вера верующих, происходят по предустановлению Аллаха, Его предопределению, воле и желанию. Он пожелал все это, и постановил, что так тому и быть.

В то же время, что касается довольства Аллаха, то Он доволен их верой и покорностью, а неверие и ослушание ненавидит[83]. Сказал Аллах: «Он не доволен неверием для Своих рабов. А если вы будете благодарны, то Он одобрит для вас это» (аз-Зумар 39: 7).

Наущения шайтанов

Последователи хадиса убеждены, что Аллах создал шайтанов, которые побуждают людей к дурному, и желают сбить их с прямого пути, выжидая момент, когда ослабнет их бдительность. Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Воистину, шайтаны внушают своим помощникам препираться с вами. Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками» (аль-Ан’ам 6: 121).

И они убеждены, что Аллах позволяет шайтанам распространить свою власть над тем, над кем пожелает, а тех, кого пожелает, спасает от их козней и хитростей. Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Одурачивай своим голосом, кого сможешь, пусти в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатства и детей, и давай им обещания. Воистину, обещания шайтана – всего лишь обольщение. Воистину, над Моими рабами ты не властен. Довольно того, что твой Господь является их Попечителем и Хранителем» (аль-Исра 17: 64-65).

И сказал:«Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа. Ему подвластны только те, которые считают шайтана своим помощником и покровителем и которые приобщают к Нему сотоварищей» (ан-Нахль 16: 99-100).

Признаки приверженцев Сунны

Одним из признаков приверженцев Сунны является их любовь к имамам Сунны, ученым Сунны и помощникам Сунны, а также приближенным к Аллаху из их числа.

Другим таким признаком является их ненависть к имамам нововведений, зовущих своих сторонников в Ад – вечную обитель погибели.

Любовь приверженцев Сунны к ученым Сунны – это украшение Аллаха, которым по милости Своей и щедрости, Он украсил и озарил их сердца.

49. Рассказал нам аль Хаким Абу Абдуллах аль-Хафиз, да поселит Аллах его и нас в Раю, от Мухаммада Ибн Ибрахима Ибн Фадля аль-Музакки, от Ахмад ибн Саляма, что он рассказывал: «Однажды Абу Раджа Кутейба Ибн Саид читал нам свою книгу «Китаб аль-Иман», в конце которой были следующие слова: «Если ты увидишь человека, который любит Суфьяна ас-Саури, Малика ибн Анаса, аль-Ауза’и, Шу’бу, Ибн аль-Мубарака, Абу-ль-Ахуаса, Шарика, Уаки’а, Яхью ибн Са’ида аль-Каттана, ‘Абдур-Рахмана ибн Махди, то знай, что он последователь Сунны».

Ахмад ибн Саляма сказал: «И своей рукой к этому списку я добавил Яхью ибн Яхью, Ахмада ибн Ханбаля, Исхака ибн Ибрахима ибн Рахауайхи". Дойдя до этого места, мы обратили внимание, что люди из Найсабура стали смотреть на нас, и Кутейба сказал нам: «Эти люди не любят Яхью Ибн Яхью». Тогда мы спросили его: «О Абу Раджа, а что такого в Яхье ибн Яхье?» Он сказал: «Он – праведный человек, имам мусульман, Исхак ибн Ибрахим – тоже имам, а Ахмад ибн Ханбаль, я считаю, заслуживает наибольшего уважения из всех, кого я перечислил».

Скажу я (Ас-Сабуни): К числу имамов последователей хадиса, за которыми следуют, и идут их путём, и считают себя из их партии, и следуют за их асарами - которых упомянул Кутейба, да помилует его Аллах, которых если возлюбит человек - то будет приверженцем Сунны, я хочу добавить ряд других имамов.

Из их числа: Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии аль-Мутталяби – прославленный имам, уважаемый господин, чье благо велико для мусульман суннитов, ведомый прямым путем, подкрепленный верным словом, защищавший и отстаивавший религию Аллаха и Сунну Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) и сделавший на этом пути столько, сколько не сделал никто из ученых его времени и последующих поколений.

Помимо аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, необходимо упомянуть и тех, кто был до него, как: Са’ид ибн Джубайр, аз-Зухри, аш-Ша’би и ат-Тайми.

И тех, кто пришел после них, как: аль-Лейс ибн Са’д аль-Мисри, аль-Ауза’и, ас-Саури, Суфьян ибн ‘Уейна аль-Хиляли, Хаммад ибн Саляма, Хаммад ибн Зейд, Юнус ибн ‘Убейд, Айюб ас-Сахтияни, Ибн ‘Аун и подобные им.

А после них: Язид ибн Харун, ‘Абдур-Раззак, Джарир ибн ‘Абдуль-Хамид.

А после них: Мухаммад ибн Яхья аз-Зухли, Мухаммад ибн Исма’иль аль-Бухари, Муслим ибн аль-Хадджадж аль-Кушайри, Абу Дауд ас-Сиджистани, Абу Зур’а ар-Рази, Абу Хатим ар-Рази и его сын Ибн Аби Хатим ар Рази, Мухаммад ибн Муслим ибн Уарат ар-Рази, Мухаммад ибн Аслям ат-Туси, Абу Са’ид ‘Усман ибн Са’ид ад-Дарими ас-Сиджзи, имам Мухаммад ибн Исхак Ибн Хузайма ан-Найсабури, которого называли имамом всех имамов своего времени, и клянусь Аллахом, он был таковым[108], Абу Я’куб Исхакъ ибн Исма’иль аль-Басти, аль-Хасан ибн Суфьян аль-Фасауи, и два моих деда Абу Са’ид Яхья ибн Мансур аз-Захид аль-Харауи, и Абу Хатим ‘Ади ибн Хамдауайх ас-Сабуни и двое его сыновей, являвшихся мечами Сунны: Абу ‘Абдуллах ас-Сабуни и Абу ‘Абду-р-Рахман ас-Сабуни.

А также другие имамы Сунны, являющиеся ее преданными поборниками и служителями, призывающие к ней и любящие тех, кто следует ее путем.

Все они верили в эти основы, которые я упомянул в этом своем послании.

Они были единодушны в этом, и нет ничего достоверно установленного от них, что свидетельствовало бы об обратном, или о том, что убеждения одних из них отличались от других.

Вместе с этим они также были едины в необходимости всяческого подавления, посрамления и унижения и отдаления приверженцев нововведений[109], и в отдалении от них и недопустимости дружбы с ними, будучи убежденным в том, что отстранение от них и порывание с ними любых связей, есть один из актов приближения к Всевышнему Аллаху[110].

Скажу я: я, благодаря милости Аллаха и Его щедрости, следую по их стопам, будучи озаренным сиянием их света. Они были маяками истины, и я наставляю своих братьев и соратников, чтобы они не отдалялись от них, не следовали за словами иных людей, не отвлекались и не теряли время на новшества и отвратительные заблуждения, получившие распространение и выявившиеся среди мусульман.

Знайте, что если бы во времена этих имамов кто-либо лишь заикнулся о чем-либо подобном, то они порвали бы с ним отношения, обвинив во лжи и нововведении, и обрушили бы на него всевозможные плохие последствия[111].

И пусть моих братьев, да хранит их Аллах, не обольщает обилие и многочисленность сторонников нововведений, ибо многочисленность приверженцев лжи и малочисленность приверженцев истины являются обещанными признаками приближения Конца Света. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Признаками этого Часа и его приближения является уменьшение знания и увеличение невежества»[112] - а ведь знания это Сунна, а невежество - это нововведения. И сказал Пророк (мир ему): «Поистине, вера вернется в Медину подобно тому, как змея возвращается в свою нору в случае опасности»[113],и сказал: «Не наступит Час этот, пока на земле не останется никого, кто говорил бы: «Аллах»[114]

И кто в наши дни крепко держится за Сунну Посланника Аллаха, мир ему, и действует по ней, и твердо идет по ней, и призывает к ней - его награда будет больше чем награда тех, кто так делал в начале Ислама и религии, ведь Пророк, мир ему, сказал: "Такому будет награда пятидесяти". Сказали: "Пятидесяти людей его времени?" Он сказал: "Нет, пятидесяти из вас"

И эти слова посланника Аллаха[115] (мир ему и благословение Аллаха) касаются лишь тех, кто будет жить в соответствии с его Сунной в то время, когда положение его общины придет в упадок и испорченность.

51. В записях своего деда шейха имама Абу ‘Абдуллаха Мухаммада Ибн ‘Ади Ибн Хамдауайх ас-Сабуни, да помилует его Аллах, я нашел следующее: "Рассказал мне Абу аль-Аббас аль Хасан Ибн Суфьян ан Насави, что им рассказал Абу аль Аббас Ибн Субх, что рассказал ему Абдуль Джаббар Ибн Музахир, что рассказал ему Ма’мар Ибн Рашид, сказав: «Я слышал как Ибн Шихаб аз-Зухри сказал: «Обучение людей Сунне – лучше, чем поклонение Аллаху на протяжении двухсот лет».

52. Рассказал нам Абу Бакр Мухаммад Ибн Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Закария аш Шайбани, что рассказал ему Абу аль Аббас Мухаммад Ибн Абдур Рахман ад Даули, что он слышал Мухаммада Ибн Хатима аль-Музаффари, как он сказал: «Однажды, когда Абу Му’ауия ад-Дарир рассказывал Харуну ар-Рашиду хадис Абу Хурайры о споре между пророками Адамом и Мусой, присутствовавший при этом ‘Иса Ибн Джа’фар сказал: «Как это могло быть, если Муса жил спустя много лет после Адама?!» Тогда Харун набросился на него со словами: «Тебе приводят хадис от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а ты возражаешь этому своими «как»?!» И Харун не переставал повторять это, пока тот не умолк со своим вопросом».[116]

Именно так каждый мусульманин должен возвеличивать слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), принимая их с абсолютной убежденностью и смирением и верой, и, подобно Харуну ар-Рашиду, да помилует его Аллах, строжайшим образом порицать тех, кто не воспринимает их таким образом и возражает достоверным сообщениям которые слышит, спрашивая «как?».

Следует порицать его, и отдаляться от него, раз он не принимает все что пришло от Пророка, мир ему, с полным принятием как это следует.

Да сделает Аллах нас из числа тех, «которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них»(аз-Зумар 17-18) и тех, кто всю свою жизнь будет крепко держаться Корана и Сунны!

И да упасет Аллах нас милостью Своей и щедростью, от заблуждающих страстей, и пропащих воззрений, и унижающих пороков!

И в завершении, хвала Одному Аллаху, и мир с благословениями Аллаха нашему господину Мухаммаду, членам его семьи и его сподвижникам!


[1] Саляфы Уммы - это праведные предшественники, праведные ученые ахли-Сунна первых трёх веков, которые похвалил сам Посланник Аллаха (мир ему)

[2] Приверженцами хадиса называются те, кто следует хадисам Посланника Аллаха (мир ему), в убеждениях, фикхе, делах сердец, и всех остальных разделах религии - даже если они не являются мухаддисами, заучившими биографии передатчиков.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

المخالف فَهِمَ من قولنا "أهل الحديث" المحدثين الذين يروون الحديث أو يحفظونه، وهذا لا يدلُّ عليه لفظُنا ولم نَعْنِه، فإنّ أهلَ الحديث هم المنتسبون إليه اعتقادًا وفقهًا وعملاً، كما أن أهل القرآن كذلك، سواء رَوَوا الحديث أو لم يَروُوه، بحيث يدخلُ في مثل هذه العبارة اسم التابعين وتابعيهم، كالفقهاء السبعة: سعيد بن المسيب وذَوِيْه، وعلقمة والأسود وطبقتهما، وعطاء وطاوس ومجاهد والحسن وابن سيرين والنخعي والزهري ومكحول ويحيى بن سعيد وأيوب السختياني وابن عون ويونس بن عبيد ومالك والحمادَيْن والسفيانَين والشافعي وأحمد وإسحاق والفضيل بن عياض وبشر بن الحارث

"Оппонент понял из наших слов "люди хадиса" - что мы имеем ввиду мухаддисов, которые передают хадисы и заучивают их. Однако не на это указывает это наше слово и мы не это имеем ввиду. Воистину, людьми хадиса являются те, кто приписывают себя к нему в акыде, фикхе, и деяниях - точно также как люди Корана. И нет разницы, передают они хадисы, или не передают. И входят в это понятие табиины и табии табиины - как семь факихов - Саид Ибн аль Мусаййиб и подобные ему, и как Алькама, аль Асвад и их поколение, и Ато, Таус, Муджахид, аль Хасан аль Басри, Ибн Сирин, Ибрахим ан Нахаи, аз Зухри, Макхуль, Яхья Ибн Саид аль Ансари, Аюб ас-Сахтияни, Абдуллах Ибн Авн, Юнус Ибн Убейд, Малик, Хаммад Ибн Саляма, Хаммад Ибн Зейд, аш Шафии, Суфьян Ибн Уейна, Суфьян ас-Саури, Ахмад, Исхак, аль Фудейль Ибн Ияд и Бишр Ибн аль-Харис"

Источик: "Джами аль-масаиль", 5/75

[3] Запрещается путешествие с целью посещения могил, даже если это могилы Пророков и праведников, ведь Пророк (мир ему) сказал: «Не дозволено отправляться в путь, кроме как к трем мечетям: к этой моей мечети (в Медине), к Заповедной мечети (в Мекке) и мечети аль-Акъса». аль-Бухари 1179, Муслим 1397.

Это касается путешествий лишь с целью посещения могилы. Если же основа путешествия была дозволеная - как например путешествие с целью хаджжа, а затем он также намеревается посетить мечеть Медины, в том числе посетив могилу Пророка (мир ему), то в этом нет проблем.

[4] Одна из крайних заблудших сект, появившихся в конце эпохи табиинов, чьи убеждения строились на отрицании предопределения, слове о вечном пребывании в огне мусульман совершивших большие грехи, призыву к вооруженному выходу против правителей-мусульман, и постановке своих разумов выше Сунн Посланника Аллаха (мир ему), отвергнув многие из них на основе аналогий разума. Затем же, через какое то время, убеждения данной секты смешались с убеждениями джахмитов, и они стали также отрицать Качества Аллаха, и говорить о сотворенности Корана, и отрицании Видения Аллаха в Судный День.

Был спрошен имам Сахль Ибн Абдуллах ат Тустари (ум. 283 г.х.) о молитве позади мутазилитов, и женитьбе на их женщинах, и выдавании дочерей за них, и он ответил:"Это не разрешено, и нет им никакого достоинства! Они кафиры. Как же будет верующим тот, кто говорит что Коран сотворен, и что сейчас нет ни уже сотворенного Рая, ни уже сотворенного Ада, и что у Аллаха не будет ни заступничества, ни Сырата (моста через Ад), и что ни один из верующих ни войдет в Огонь, и что не выведут из Огня грешников из Уммы Мухаммада, и что нет мучения могилы, и ангелов Мункара и Накира, и что Аллах не будет виден в будующей жизни и что не будет верующим "Добавки" в виде лицезрения Господа, и что Знание Аллаха сотворено, и которые не убеждены в подчинении правителю-мусульманину, и не делают джума, и более того - делают такфир тем кто верует в перечисленное?!"Источник: "Аль-Джами ли ахкам аль-Кур'ан", 9/121

Сказал имам Ибн аль-Каййим говоря об ашаритах:

فتأمل هذه الأخوة التي بين هؤلاء وبين هؤلاء المعتزلة الذين اتفق السلف علي تكفيرهم، وأنهم زادوا على المعتزلة في التعطيل


"Подумай же над этим братством между ними и между этими мутазилитами, касательно которых саляфы единогласны об их такфире. И подумай над тем что они (ашариты) превзошли му'тазилитов в та'тыле"

Источник: "Мухтасар ас-Сауаик аль-Мурсаля", 2-й том

[5] Джахмиты - секта, родоночальником идей которой стал Джа'д Ибн Дирхам, упоминание о казни которого придёт в данной книге. От него же эти идеи взял Джахм Ибн Сафван, в честь которого она была названа, и он тоже был казнен за свое неверие. Основные идеологии данной секты: отрицание Возвышенности и Качеств Аллаха и видения Аллаха в Судный День, слово о сотворенности Корана, слово о том что Иман и куфр лишь в сердце, и что ругающий Аллаха и сражающийся с Исламом может быть перед Аллахом хорошим верующим если знал о существовании Господа, что Рай и Ад кончатся и исчезнут, что разум ставится выше Шариата, что аяты Аллаха и хадисы Пророка - их внешний смысл ташбих (уподобление Аллаха творениям) и куфр, и так далее. И саляфы были единогласны на такфире джахмитов и выведении их из Ислама.

Сказал имам аль Лялякаи, после того как привел от 150 саляфов из числа табиинов и имамов слово о том, что Коран – Слово Аллаха, а кто говорит что он сотворен, тот кафир:

«ولو اشتغلتُ بنقل قول المحدِّثين لبلغتْ أسماؤهم ألوفاً كثيرة، لكني اختصرت وحذفت الأسانيد للاختصار، ونُقلَتْ عن هؤلاء عصراً بعد عصر لا ينكِر عليهم مُنكِر، ومن أنكر قولهم استتابوه، أو أمروا بقتله، أو نفيه، أو صلبه

"Если бы я занялся передачей слова мухаддисов, то их имена достигли бы многих тысяч. Однако я ограничился, и спрятал иснады чтобы было более кратко, и передал от этих имамов, которые век за веком были единогласны на этом, и не порицал их порицающий. А кто отрицал это их слово – они требовали от него покаяния, или приказывали убить или изгнать или распять его"

Источник: "Шарх усуль аль-итикод", 2-312

[6] Уподобляющие Аллаха творениям - те, кто говорят, что Качества Аллаха такие же или подобные качествам творений, и они являются кафирами. Утверждение же Качеств Аллаха, пришедших в Коране, Сунне и от сподвижников Пророка, мир ему, не является уподоблением

Сказал имам Нуейм Ибн Хаммад, учитель аль Бухари: (см. "Тарих Димаш", 62-163):

من شبه الله بشيء من خلقه فقد كفر، ومن أنكر ما وصف الله به نفسه فقد كفر، وليس ما وصف الله به نفسه ولا رسوله تشبيها

«Кто уподобит Аллаха творению, тот стал кафиром. Кто отрицает то, чем Аллах описал себя, тот стал кафиром. И не является то, чем Аллах описал сам себя, и чем Его описал Его Посланник уподоблением»

Сказал имам ат-Тирмизи в "Сунане", передав один из хадисов про Атрибуты Аллаха:

وَأَمَّا الْجَهْمِيَّةُ فَأَنْكَرَتْ هَذِهِ الرِّوَايَاتِ وَقَالُوا هَذَا تَشْبِيهٌ. وَقَدْ ذَكَرَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ فِى غَيْرِ مَوْضِعٍ مِنْ كِتَابِهِ الْيَدَ وَالسَّمْعَ وَالْبَصَرَ فَتَأَوَّلَتِ الْجَهْمِيَّةُ هَذِهِ الآيَاتِ فَفَسَّرُوهَا عَلَى غَيْرِ مَا فَسَّرَ أَهْلُ الْعِلْمِ وَقَالُوا إِنَّ اللَّهَ لَمْ يَخْلُقْ آدَمَ بِيَدِهِ. وَقَالُوا إِنَّ مَعْنَى الْيَدِ هَا هُنَا الْقُوَّةُ. وَقَالَ إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ إِنَّمَا يَكُونُ التَّشْبِيهُ إِذَا قَالَ يَدٌ كَيَدٍ أَوْ مِثْلُ يَدٍ أَوْ سَمْعٌ كَسَمْعٍ أَوْ مِثْلُ سَمْعٍ. فَإِذَا قَالَ سَمْعٌ كَسَمْعٍ أَوْ مِثْلُ سَمْعٍ فَهَذَا التَّشْبِيهُ وَأَمَّا إِذَا قَالَ كَمَا قَالَ اللَّهُ تَعَالَى يَدٌ وَسَمْعٌ وَبَصَرٌ وَلاَ يَقُولُ كَيْفَ وَلاَ يَقُولُ مِثْلُ سَمْعٍ وَلاَ كَسَمْعٍ فَهَذَا لاَ يَكُونُ تَشْبِيهًا وَهُوَ كَمَا قَالَ اللَّهُ تَعَالَى فِى كِتَابِهِ (لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ).

"Что касается джахмитов, то они отвергли эти переданные хадисы, и сказали: "Это уподобление Аллаха творению". В то время как Аллах упомянул во многих местах Корана Руку, Слух, Зрение. И джахмиты истолковали данные атрибуты не так, как их истолковали учёные, и сказали: "Аллах не создавал Адама своей Рукой, а смысл руки здесь: "Сила". СказалИсхак Ибн Рахавейхи: "Уподобление Аллаха творению будет лишь если сказать: "Моя рука такая же как Рука Аллаха, или мой слух такой же как Слух Аллаха, и кто так скажет - тот впал в уподобление. Если же кто-то скажет, как сказал сам Аллах - что у Него есть Рука, Слух, Зрение, а затем не будет рассуждать про то как это, и не будет говорить что его руки, слух и зрение подобны Рукам, Слуху, и зрения Аллаха - то это не будет уподоблением. И это подобно словам Аллаха: "Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий"

Источник: "Сунан ат Тирмизи", 664

[7] Муслим в "Сахихе", 2652

[8] Данный хадис не достоверен как слова Пророка (мир ему), однако достоверно от сподвижника Абдуллаха Ибн Амра Ибн аль-Аса, передал это от него имам ад Дарими и другие.




akti-federalnogo-sobraniya-rf.html
akti-oficialnogo-yuridicheskogo-tolkovaniya.html
akti-organov-mestnogo-samoupravleniya.html
akti-pravitelstva-respubliki-belarus.html
akti-prezidenta-respubliki-belarus.html
ч     PR.RU™