Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)


admnstrativno-procesualne-pravo-ponyattya-predmet-metod-ta-spvvdnoshennya-z-admnstrativnim-procesom.html
admnstruvannya-lokalno-merezh.html

1. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей, в том числе потребителей, к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

2. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

добровольности;

открытости и доступности информации о процедурах, правилах и результатах осуществления аккредитации;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях;

недопустимости совмещения полномочий по аккредитации с полномочиями по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

обеспечения конфиденциальности информации, полученной при осуществлении аккредитации;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

недопустимости предоставления органом по аккредитации платных консультационных услуг.

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

2.1. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется национальным органом Российской Федерации по аккредитации (далее - национальный орган по аккредитации).

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

3. Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, включая порядок и условия выдачи, переоформления, подтверждения аттестатов аккредитации, приостановления и прекращения их действия, порядок аттестации экспертов по аккредитации, порядок привлечения, отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Критерии аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на основании международных стандартов.



(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Порядок формирования и ведения реестра органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), реестра экспертов по аккредитации и предоставления содержащихся в них сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.

(п. 4 введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

Статья 31.1. Национальный орган по аккредитации

(введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

1. Национальный орган по аккредитации:

осуществляет аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

выдает аттестаты аккредитации, переоформляет их, подтверждает, приостанавливает или прекращает действие выданных аттестатов аккредитации;

осуществляет проверку соблюдения установленных в отношении органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) требований;

ведет реестр органов по сертификации, аккредитованных испытательных лабораторий (центров) и экспертов по аккредитации;

участвует в подготовке образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение специалистов в области аккредитации;

участвует в международных организациях по вопросам аккредитации;

взаимодействует с национальными органами иностранных государств по аккредитации;

обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке и правилах осуществления аккредитации;

устанавливает порядок рассмотрения жалоб (претензий) на действия (бездействие) органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

осуществляет иные определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации функции.

2. Национальный орган по аккредитации несет ответственность за принимаемые решения, в том числе решения о выдаче, переоформлении аттестатов аккредитации, об их подтверждении, о приостановлении и прекращении их действия.

Национальный орган по аккредитации должен:

обеспечить объективность и беспристрастность при осуществлении аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и не брать на себя обязательства, из которых прямо или косвенно следовала бы неизбежность аккредитации;

обеспечить равные условия заявителям, претендующим на получение аккредитации, вне зависимости от количества ранее аккредитованных органов по сертификации и ранее аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

обеспечить конфиденциальность информации, полученной от органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) в процессе осуществления их аккредитации, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется раскрытие такой информации;

выполнять работы по аккредитации только на основании заявки на аккредитацию, содержащей в полном объеме сведения об органе по сертификации или испытательной лаборатории (центре) и о предполагаемой области аккредитации;

обеспечить свободный доступ к информации об аккредитованных органах по сертификации и аккредитованных испытательных лабораториях (центрах);

информировать органы по сертификации и аккредитованные испытательные лаборатории (центры) об изменении критериев или правил аккредитации.

Национальный орган по аккредитации должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности, а также от консультаций аккредитуемых органов по сертификации и аккредитуемых испытательных лабораторий (центров).

3. Функции национального органа по аккредитации осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Сертификация услуг

Исполнитель услуги – юридическое лицо, в том числе иностранное или ИП, оказывающий услугу.

Идентификация услуги – процедура, обеспечивающая однозначное распознавание определенной услуги среди подобных по отличительным признакам.

Порядок проведения сертификации услуг.

Подача заявителем + необходимые материалы

Анализ заявкам представленных материалов.

Анализ ТНПА.

Идентификация услуг, в результате которой устанавливается, представляет ли данный заявитель услугу от своего имени и, следовательно, несёт ответственность перед потребителем

- Принадлежность заявителя к заявленной сфере согласно коду ОКЭД (общегос. классификатор видов экономической деятельности)

- Соответствие заявленных услуг принятой в РБ классификации по ОК Услуги Населения.

- Принадлежность услуг к заявленной сфере в соответствии с технологическими документами и перечнем работ.

5. Принятие решения и выбор схемы сертификации.

6. Проведение проверки услуг.

Проводит комиссия органа по сертификации, формируемая из экспертов-аудиторов +(при необходимости) органов власти госнадзора.

Что включает эта проверка?

- оценку исполнителя и процесса

- проверку результата предоставления услуг

- проверку результата социально-культурных услуг.

Проверка проводится по программам как документ для каждого конкретного заявителя.

Что включает в себя оценка заявителя?

- проверка наличия документов, подтверждающих профессиональную подготовку персонала.

- квалификацию персонала

- знание ТНПА и НПА, технологических документов и должностных инструкций

- наличие практического опыта работы в данной сфере

- мастерство и профессионализм персонала

- этичность поведения

-точность, своевременность и полнота исполнения услуг

- соблюдение требований безопасности и сохранности имущества

- и т.д.

Что входит в оценку процесса?

- наличие и состояние всей документации

- наличие и состояние технологического оборудования, инструмента, средств контроля и измерений, материалов

- проверка материально-технической базы на соответствие санитарным нормам, требованиям электро-, пожаро-, и взрывобезопасности

- наличие системы контроля и оценки безопасности и качества

- наличие и состояние системы регистрации и учета информации о безопасности и качестве

- наличие квалифицированного персонала

- организация взаимодействия с потребителем

- наличие договоров с субподрядчиками и оценка их деятельности

- обеспечение условий обслуживания.

Проверка результата соц-но-культ-х услуг

Проводится посредством:

- эксперт-х оценок экспертами-аудиторами по кач-ву и/или приглашенными компет-ми спец-ми

- социолог-ких обслед-ний, проводимых органами

- анализа инф-ции (акты проверок, заключ-я органов контроля, инф-ция от обществ защиты потреб-лей, претензии и жалобы потреб-лей)

7. Серт-ция СУК исполнителя услуг (если это предусмотрено схемой)

8. Анализ рез-тов серт-ции и принятие реш-я о возм-ти выдачи сертификата соотв-вия + отнесение исполнителя услуг к соотв-щей категории или разряду

9. Регистрация и выдача сертификата и заключение. Срок выдачи серт-та 3 года, а по схеме 4 – с учетом срока действия сертификата на СУК

10. Испекц-ный контроль за сертиф-ми услугами. Плановый – не реже 1 раза в год. В общем случае инспекц. контроль вкл-ет:

- создание комиссии

- анализ поступившей инф-ции о безопас-ти и к-ве;

- разр-ка программы инсп. контроля

- проведение самого контроля

- оформление протоколов несоотв-вий

- контроль вып-ния коррект-щих мероприятий

- анализ и оформление рез-тов (акт)

- принятие решения

11. Корректирующие мероприятия

12. Информирования о рез-тах

13. Рассмотрение жалоб и апелляций

Процедурные вопросы

Копирование на обороте спец-но защищенного бланка запись «копия»

Выдача дубликатов на оставшийся срок действия под тем же номером , что и подлинник с записью «дубликат ».Дубликаты продлению не подлежат

Внесение изменений в сертификат в связи с перерегистрируют или др. обоснованными заявителем причинами (только в письменном виде )сертификат переоформ. на новом бланке с сохранением регистр. номера

Приостановление или отмена действия

В случае отрицательных результатов ИК, отрицательных результатов проверок органами гос. Надзора или поступления информ от потребителей о несоот-ях(анонимный в расчет не берутся ),изменения ТНПА , методик проверки тех процесса , не выполнение владельцем обязательств по соглашению по сертификации , отказ от оплаты ИК и т.д

Решение о приостановлении принимается в случае , если путем корректирующих мероприятий владелец может в установленный срок устранить причины несс-ий и подтвердить без проведения повторных проверок соот-ия

Решение об отмене действия принимается пни невыполнении корректирующих мероприятий в установленный срок , их неэффективности . а так же если создается реальная угроза безопасности

Возобновление действия

Отмена действия вступает в силу с момента исключения из реестра системы

Продление срока действия .

Не менее , чем за 1.5 месяца до окончания владелец сертификата направляет в орган письменное обращение +Справка о наличии рекламации и их причинах + рез-ты проверок уполномоченными органами (акты , протоколы и т.д ).Срок действия продлевается

на 3 года при положительных резу-ах ИК .При отсутствии на бланке места для продления , оформляется новый бланк с сохранением рег-го №сертификата .

Услуги , кот-ые м\б сертифицированы: автоматосервис , риэлтерские ,парикмахерские ,услуги связи , туристические , гостиничные , работы и услуги в строительстве

Сертификация компетентности персонала

Это оценка аккредитованным органом по сертификации проф. компетентности персонала в опр-ой сфере деятельности на соот-ие установленным требованиям с последующей выдачей сертификата компетентности

Квалификационный экзамен – процедура оценки теор. знаний и практических навыков соискателя, проводимая органом по сертификации персонала или экзаменационным центром

Практический экзамен – процедура проверки практических навыков и мастерства соискателя необх д осуществления деятельности в рамках профессий , специальностей , специализаций.

Экзаменационный центр может входить в состав органа или других организаций, находиться на производственных площадях работодателя, но д\б признан органом по сертификации и удовлетворять следующим требованиям :

1)располагать помещениями , оборудованием и ср-ми для проведения квалиф экзаменов 2)Иметь квалиф-ый персонал и актуализированную информацию о квалификации сотрудников 3)использование только документов , в том числе экзаменац вопросами , утвержд-ие органом по сертификации использовать для практических экзаменов только образцы контрольных изделий или задачи по изготовлению контрольных образцов , утвержденные органом по сертификации 3)работать под контролем органа по сертификации на основе документально-оформленных взаимоотношений 4) регистрировать и хранить документы по квалификационным экзаменам (не менее 5 лет после окончания срока действия сертиф компетентности )

Порядок проведения сертификации персонала :

1.Подача заявки +прилагаемые документы подтверждающие образования, проф обучение , переподготовку , повышение квалиф , стаж работы ,состояние здоровья

2..анализ док-ов на правильность и полноту

3.принятие решения по заявке (информ о соискателе ,перечень документов на соот-ие кот . будет провод сертификация , место проведения квалиф экзамена ,дата ,условия оплаты работ )- отказ в письменном виде с обоснованием причин

4. проведение квалиф экзамена (уровень квал экзаменоторов д\б не ниже уровня квал соискателя )

Соискатели , допустившие мошеннические действия отстраняются от него , но могут обратится на переэкзаменовку .

5)принятие решения о возможности выдачи серт. компетентности

6)оформление, регистрация и выдача и выдача сертиф компетентности ;(к сертификату может быть оформлено удостоверение подтверждения компетентности специалиста).Срок действия сертификата не должен превышать 5 лет

7)информ о рез-ах сертификации (информ сообщается соискателю , работодателю , нац. органам по оценке соот-ия РБ и др)

8)ИК за сертифицированным персоналом (проводится комиссией органа по сертификации , возгл экспертом-аудитором по качеству )

Включ в себя :

1)проверку знаний и навыков по контрольным листкам

2)опрос работодателя и заказчиков проведение квалиф экзаменов

3)установление отсутствия значительного перерыва в деятельности или изменения обл деятельности

4)проверку прохождения обучения с целью получения квалификации

5)проверку соблюдения сроков и результатов проверки состояния здоровья

6)анализ рез-ов с оформлением акта , в котором дают заключение о возможности сохранения (продления), приостановления или отмены действия сертификата

Внеплановый ИК проводится в случае :

поступления обоснованных претензий к выполнению обязанностей

неправильное использование сертификата в рекламе, каталоге и т.д

Процедурные вопросы

Продление срока действия, сертификата компетентности.

Не менее чем за 2 месяца до окончания срока действия от работодателя или самого специалиста→ письмо +справка удовл-ти деятельности подписанная работодателем + акты проверок уполномоченными органами и др. Орган анализирует материалы, акт инспекционного контроля принимается при положительных решениях, в др. случаях проводится квалифицированный экзамен. При отрицательных результатах приостанавливается действие сертификата→ переэкзаменовка. Если не сдал то не продлевается действие. Запись о продлении срока на подлиннике и на копии + в реестр.

Приостановление или отмена действия.

Отрицательные результаты инспекционного контроля, неоднократное поступление обоснованных претензий к деятельности, традиционный пункт– отказ от инспекционного контроля; значительный перерыв в деятельности в соответствующих кодексах и стандартах, ухудшения состояния здоровья.

Рассмотрение жалоб и апелляций.

В случае когда заявитель не позднее 1 месяца после решения может подать жалобу, которая не приостанавливает действие принятого решения. Жалоба рассматривается на управляющем совете органа по сертификации (1 месяц). Принимается решение. Он может подать жалобу в национальный орган по оценке соответствия или апелляцию в апелляционный совет→ формируется спец. Комиссия и принимается решение по спорным вопросам.

Сертификация (регистрация) систем качества организаций

это средство. предоставляющее уверенность в том, что сертифицированная (зарегистрированная) организация способна поставлять продукцию, соответствующую определенным требованиям. Фактически, сертификация означает, что система качества организации прошла проверку на соответствие требованиям конкретного стандарта.

При сертификации системы качества учитывается только оценка системы качества организации; сертификация продукции не затрагивается. Доказательство соответствия определенному стандарту систем качества оформляется в виде документа, известного как сертификат системы качества.

Сертификация систем качества была введена в Великобритании с появлением стандарта BS 5750, и до сих пор эта страна насчитывает наибольшее число сертифицированных организаций. Сегодня сертификация систем качества нашла признание во всем мире - более 250 тысяч организаций имеют сертификат соответствия системы качества.

ПРОЦЕСС СЕРТИФИКАЦИИ

Для того, чтобы начать процесс сертификации системы качества организация должна иметь функционирующую систему качества, удовлетворяющую требованиям стандартов ИСО 9001. Имея такую систему, организация обращается в орган по сертификации с заявкой об ее оценке.

В процессе сертификации выделяют следующие этапы:

• Анализ контракта

• Первоначальный аудит

• Рекомендации

• Решение о выдаче сертификата

• Надзорный аудит

• Повторный аудит (аудит для подтверждения сертификации).

Услуги по сертификации систем качества предлагаются множеством сертификационных органов. Организация, планирующая сертифицировать свою систему качества, должна выбрать орган по сертификации, который предлагает наиболее подходящие условия в конкретной ситуации. Далее сертификационный орган действует на контрактной основе, предоставляя определенный спектр сертификационных услуг.

На этапеанализа контракта орган по сертификации должен определить следующее:

• Область деятельности, которую требуется сертифицировать, а также возможности органа по сертификации предоставить услуги аккредитованной сертификации в данной области;

• Информацию, необходимую для планирования аудита и, в частности, определить количество человеко-дней, необходимых для проведения аудитов;

Необходимо определитьобласть применения сертификата для того, чтобы клиент имел представление, какие области затрагивает сертификация системы качества, а также для определения рамок аудита в следующих областях:

• продукции в необходимости оценки проектирования и разработки продукции

• участков организации, подлежащих проверке

• рассматриваемых объектов.

Процесс сертификации начинается сразу после подписания контракта и вступления его в силу. Большинство сертификационных органов выдадут вам сертификат с ограниченным сроком действия, как правило, этот срок составляет три года. Процесс начинается спервоначального аудита,обычно состоящего из аудита адекватности (анализа руководства) и следующего за ним аудита непосредственно на объекте. В случае успешного завершения первоначального аудита, ведущий аудитор может рекомендовать руководству сертифицирующей организации сертификацию системы качества. Хотя схема процесса, в основном, одинакова, могут встречаться отдельные различия. Некоторые сертификационные органы требуют устранения всех несоответствий до вынесения рекомендаций, в то время, как другие допускают незначительное количество несущественных несоответствий до надзорного аудита.

Документация, составленная в процессе оценки, направляется затем для рассмотрения в главный офис сертификационного органа. На основании этого рассмотрения, а также рекомендаций ведущего аудитора принимается решение о возможности сертификации системы качества.

Срок действия сертификатов, как правило, ограничен тремя годами, при этом требуется постоянно поддерживать работу системы в соответствии с тем стандартом, по которому выполнялась сертификация. Для подтверждения этого процесса сертификационный орган каждые полгода или один раз в год выполняетнадзорные аудиты. В ходе надзорных аудитов обычно выборочно рассматриваются элементы системы, причем анализу подлежит как минимум 30% элементов.

По истечении срока действия сертификата необходимо проведение повторный аудит системы. При планированииповторного аудита,сертификационный орган учитывает информацию, полученную в ходе проведения первоначального аудита и последующих надзорных визитов, и, следовательно. Сокращает программу повторного аудита, рассматривая лишь 50% элементов системы качества.

АККРЕДИТАЦИЯ

Сертификационный орган, по сути, является поставщиком услуг организациям, и, как таковой, должен предоставлять конкурентоспособные услуги соответствующего качества. Основные моменты, которые следует учитывать при выборе сертификационного органа таковы:

Возможность сертификационного органа выполнить оценку конкретной системы, существующей в организации;

• Возможность сертификационного органа:

- Выдать сертификат, имеющий широкое признание;

- Выполнить аудит и сопутствующую деятельность быстро и с наименьшими затратами;

- Способствовать развитию и совершенствованию системы качества организации.

Порядок перечисленного произвольный.

Сертификация, будучи достаточно прибыльным бизнесом, способствовала росту числа сертификационных органов. Это могло бы повлиять на различия стандартов и ввести потенциальных клиентов в заблуждение относительно соответствия систем качества. В этой ситуации потребовалось разработать способ, с помощью которого поставщик мог бы получить уверенность в работе сертификационного органа. Именно по этой причине были созданы национальные регулирующие организации, например, Государственную службу Великобритании по аккредитации. Эти организации широко известны как органы по аккредитации, и их роль состоит в гарантировании того, что сертификация выполняется в соответствии с определенными стандартами.

Процесс аккредитации заключается в том, что аудиторы органа по аккредитации выполняют независимую оценку системы качества сертификационного органа. Однако, это - лишь часть более широкого процесса. Сертификационный орган должен подтвердить свою техническую компетентность для проведения оценки систем качества в тех отраслях, для работы в которых он планирует получить аккредитацию.

Сертификационный орган должен контролировать работу своих аудиторов в соответствии с требованиями органа по аккредитации - в частности, при подборе кандидатов в группу аудиторов необходимо работать лишь с людьми, имеющими должный уровень подготовки или опыта. Органы по аккредитации предоставляют перечень аккредитованных сертификационных органов, область их работы.

Кроме того. в органах по аккредитации также можно получить перечень сертифицированных компаний.

РУКОВОДСТВО 62 И EN 45012

В системе аккредитации должен существовать утвержденный стандарт, соответственно которому может выполняться оценка сертификационных органов.

В 1986 году Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная Электротехническая Комиссия (МЭК) опубликовали Руководство ИСО/МЭК 48 : 1986, Руководства для оценки и сертификации систем качества поставщиков третьей стороной (Guidelines for third party assessment and registration of supplier's Quality System). В Европе органы по аккредитации использовали в своей работе стандарт EN 45012.

Руководство ИСО/МЭК 62 (19Q6) - Общие требования для организаций, выполняющих оценку и сертификацию систем качества (General requirements for bodies operating assessment and certification/registration of quality system), разработанные Комитетом оценки соответствия (Committee on Conformity Assessment) (CASCO) заменили Руководство ИСО/МЭК 48 в 1996 году и с тех пор это издание стало основой для аккредитации систем во всем мире. Пересмотренный стандарт EN 45012 (в январе 1998 года) аналогичен Руководству ИСО/МЭК 62 (1996).

В Руководстве ИСО/МЭК 62 (1996) рассматриваются следующие вопросы:

• Требования к органам по сертификации/регистрации - орган по сертификации/регистрации;

- сотрудники органа по сертификации/регистрации ;

- изменения в требованиях сертификации/регистрации;

- апелляции, жалобы и спорные вопросы.

• Требования к сертификации/регистрации

- заявление;

- подготовка к аудиту;

- аудит;

- отчет о проведении аудита;

- решение о сертификации/регистрации;

- процедуры надзора и повторного аудита;

- использование сертификатов и логотипов;

- доступ к протоколам жалоб поставщиков.

Системы аккредитации с полным основанием позволяют гарантировать эффективность процессов сертификации (аккредитации).

Более подробную информацию и руководящие указания по применению Руководства ИСО/МЭК 62 можно найти следующих документах:

• Руководящие указания IAF по применению ИСО/МЭК Руководство 62:1996, или

• ЕА-7/01- ЕА Руководящие указания по применению EN 45012, первое издание, февраль 1998.

Международный форум по аккредитации (International Accreditation Forum) (IAF) объединяет ряд организаций из разных стран с целью обеспечения действия аккредитации сертификационных органов во всем мире. Второй документ издан Европейским обществом по аккредитации (European cooperation for Accreditation), участвовавшим в разработке руководства IAF и, как следствие, полностью отразившим требования документа IAF.




aktivaciya-chakr-i-probuzhdenie-kundalini.html
aktivaciya-kosmicheskoj-i-zemnoj-kundalini.html
aktivaciya-limfocitov-pri-ivtipe-giperchuvstvitelnosti-proishodit-iz-za.html
aktivaciya-membrannih-fosfolipaz-i-drugih-gidrolaz.html
aktivaciya-svobodno-radikalnih-processov-v-kletke.html
ч     PR.RU™