Акты Президента Республики Беларусь


agrarnoe-obshestvo-i-drevnie-imperii.html
agregaciyu-trombocitov-antiagreganti.html

В соответствии со ст. 85 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь во исполнение своих полномочий наделён правом издавать следующие правовые акты: декреты, указы и распоряжения.

Декрет Президента Республики Беларусь − нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декреты Президента Республики Беларусь издаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Декреты Президента Республики Беларусь могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий, и временные декреты.

Согласно ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента Республики Беларусь могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Причем этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Необходимо отметить, что сфера делегированного законодательства ограничена частью второй ст. 101 Конституции. Так, не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь, её толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчёта о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Вместе с тем, закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Часть 3 ст. 101 Конституции Республики Беларусь закрепляет положение, что в силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. В случае издания таких декретов по предложению Правительства, они должны скрепляться подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трёхдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой Представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей голосов) от полного состава каждой из палат.

В соответствии с ч. 3 ст. 137 Конституции Республики Беларусь, в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.



Декреты Президента Республики Беларусь согласно ст. 63 закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию.

Декреты Президента Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок.

Указ Президента Республики Беларусь − нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Указы Президента Республики Беларусь нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь или законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Указы Президента Республики Беларусь вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

Распоряжение Президента Республики Беларусь − правовой акт, принимаемый (издаваемый) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанный на иное однократное применение, не является нормативным, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.

Согласно ч. 2 ст. 85 Конституции, Президент Республики Беларусь непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

Основания, порядок смещения с должности и досрочное прекращение полномочий Президента Республики Беларусь

В соответствии со ст. 87 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь может по собственной инициативе подать в отставку. В данном случае отставка Президента принимается Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Согласно ст. 88 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобождён от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей голосов от полного состава) каждой из палат Национального собрания Республики Беларусь.

Также Президент Республики Беларусь может быть смещён с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. В данном случае решение о выдвижении обвинения и его расследования считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложение не менее одной трети её депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты Представителей.

Непринятие палатами Национального собрания Республики Беларусь решения о смещении Президента с должности в течении месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Причем, предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Статья 89 Конституции Республики Беларусь закрепляет положение о том, что в случае вакансии должности Президента Республики Беларусь или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру Республики Беларусь.




agressiya-i-prosocialnoe-povedenie.html
agressiya-po-otnosheniyu-k-okruzhayushim-obektam-i-lyudyam.html
agricultural-biological-diversity.html
agrigorev-cerkov-bolshogo-vozneseniya-u-nikitskih-vorot.html
agrohimikati-ubivayut-zhiznennie-sili-rastenij.html
ч     PR.RU™