Активизация познавательной деятельности


aim-2-povdomlennya-temi-ta-meti-uroku.html
aimalikov-ivbushmanova-ayasyunyaev-fiyafasov.html

1.Одним из эффективных путей повышения качества образования школьников является реализация идей проблемного обучения.Система методов проблемного обучения представляет собой органическое сочетание общих и бинарных методов. Система общих методов включа­ет в себя следующие: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. В целом можно говорить о шести дидактических способах организации про­цесса проблемного обучения (т.е. общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида орга­низации им самостоятельной учебной деятельности учащихся: 1) монологическом; 2) рассуждающем; 3) диалогическом; 4) эвристическом; 5) исследовательском; 6) методе программированных заданий. Система бинарных методов– информационно-репродуктивный, инфор­мационно-эвристический, слушание чтения учебника, упражнения и т.д.

2. исследовательская работа имеет огромное значение, так как: способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам; вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся; формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач; развивает личностные качества ученика; влияет на выбор будущей профессии учеников.

14. Знания, умения, навыки. Виды способностей

Необх.предпосылки успеха проф.деят-ти обучаемого явл-ся с-ма знаний,навыков и умений,отвеч.буд.его спец-ти.Форм-ие З.Н.У.должно соч-ся с форм-ем лич-ти буд.спец-та. Проф.знания-рез-т постижения студентом науч.основ проф.деят-ти, связ.с ней явлений,их связей и отн-ий.Сов-ть проф.З.должно отвечать спец-ти студ.:они д.б.полными,глуб.,прочными.”Знание освобождает от многих ошибок”.Конкрет.З.чаще всего решают судьбу дела и чести проф-ла.Навык-соверш.владение действием,доведен.до автоматизма компонент сознат.деят-ти ч-ка.Приобретение Н.,эффект.владение ими дает возм-ть сосредотач-ся на главном в творч.деят-ти,добиваться выс.кач. и колич.показ-ей в работе.Виды:1-сенсорные-отн-ся к работе органов чувств и чувств.познанию.2-двигат.-владение дв-иями,необх.для чтения,письма.3-умствен.-проявл-ся при анализе инф-ии,оценке ситуации,принятии решений.4-речевые-исп-ся в общении.5-навыки общения-закрепивш.способы визуал.выраз-ти,нормы реч.этикета и действий во взаимоотн-ях людей.Спос-ет устан-ию контактов,созд-ю эмоц.и делов.тона общ-ия.Навыки д.охват-ть важ.типич.для буд.проф-ии операции,нормы повед-ия и действия,необх.для работы в кол-ве. Умения-проявл-ся в исп-ии З.и Н.,прав.прим-ии их в нов.обстановке.Люб.спец-ту необх-мы У.:умение планир-ть свою работу,анализ-ть ее эффект-ть.У.в отличие от Н.предполагает четкий самоконтроль,акт-ть сознания,владение обопщ.способами решения задач.Форм-ие У.требует систем.упр-ний по прим-ию Н.и З. в разл.ситуациях,сочетание теор.и практ.подготовки.Усваивая З.У.Н.,ч-к разв-ет свои спос-ти-сов-ть св-тв лич-ти,кот.опр-ют успеш-ть обуч-я к-либо деят-ти и соверш-ия в ней.



Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности.О способностях людей мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью. Способным обыкновенно называют того человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие. Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, музыкальные, артистические, литературные, организационные, технические способности ...

Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности( хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности).

1.Общие: а) элементарные ( способность ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить, воображать, переживать, речевая способность); б) сложные ( способность к учебе, к труду, к игре, к общению)

2.Специальные: а) элементарные ( глазомер, муз. слух, словесно-логическая память, ); б) сложные ( математические, художественные, музыкальные, организаторские)Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности

15.Психологические факторы влияющие на процесс обучения

Успех научения зависит от многих факторов, в том числе и психологических.

Эти факторы относятся к трем сферам: учащемуся, учителю и учебному материалу. Из психологических факторов, определяющих успешность научениям к учащемусяотносятся: его мотивация учения, произвольность, познавательных процессов, развитость волевых качеств личности (настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности) и др. Важную роль играет и развитие коммуникативный качеств и навыков учащегося: умения взаимодействовать с людьми, прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе, умения обратиться в случае необходимости за помощью и самому оказать другому помощь при затруднениях.

Учителякасаются такие обстоятельства, обусловливаю­щие успех научения, как наличие у него необходимых дляосуществления педагогической деятельности психологических качеств: увлеченности преподаваемым предметом, уме­ния передать эту увлеченность учащимся, использования соответствующих возрасту и интеллектуальному развитию учащихся методов обучения, а также других профессиональ­но важных качеств. Одним из важ­нейших факторов успешности научения, относящихся к учи­телю, является используемая им система поощрений за успехи в учебной деятельности и наказаний за неудачи в ней. По­ощрения должны соответствовать реальным успехам учени­ка и максимально отражать прилагаемые им усилия. Поощ­рение должно быть более ощутимым за те учебные успехи, достижение которых было трудным и больше зависело от при­ложенных учеником усилий, чем от его способностей. На­казания должны играть стимулирующую роль, затрагивать и актуализировать потребность ученика в самосовершенство­вании, усиливать у него мотивацию именно достижения ус­пехов, а не избегания неудач.

Наконец, учебный материалтакже является источником важных факторов успешности научения. Главные из них — содержание материала, одновременное сочетание его доступ­ности пониманию учащегося и достаточного уровня слож­ности. Доступность обеспечивает максимально полное усвое­ние материала учащимися, а сложность — их дальнейшее психическое развитие. Доступность и сложность должны ра­зумно сочетаться: слишком простой материал не окажет сколько-нибудь заметного влияния на психическое разви­тие, а слишком сложный не будет понят учащимися и пол­ностью усвоен, они не смогут использовать его на практике, и, как следствие, он также не оставит устойчивого, заметного следа в их психике. Оптимальным по сложности с психоло­гической точки зрения является такой учебный материал, который находится на максимально высоком из доступных на данный момент ученику для усвоения уровней трудности. Обучаясь на таком материале, субъект учебной деятельности не только испытывает наибольшее личное удовлетворение от успеха, но и лучше всего развивается интеллектуально.

Еще один важный момент — связь степени трудности материала и интереса к нему учащегося, личностной значимости дан­ного материала для него. Материал, тесно связанный с по­требностями учащегося и имеющимися у него знаниями и умениями, которые он сам считает ценными, при прочих Равных условиях воспринимается как менее трудный.

16. Самостоятельная работа студентов, ее формы, методы и средства( +воп.19)

Самост.работа студ-ов(СРС)наряду с аудиторной представляет 1 из форм учеб.процесса и явл-ся существ.его частью.Для ее успеш.выполнения необх-мы планирование и контроль со стороны преп-лей,планир-ние объема самост.работы в учеб.планах спец-тей профилир. кафедрами,учеб.частью, метод.службами учеб.заведения. СРС -планируемая работа студ-ов,выполн.по заданию и при метод.рук-ве преп-ля,но без его непосред.участия.СРС предназн-на для форм-ния навыков самост.работы вообще, в учеб., науч., проф.деят-ти, спос-ти принимать на себя ответ-ть,самост-но решить проблему,находить конструк. решения, выход из кризис.ситуации. При планир-ии СРС следует исходить из уровня самост-ти абитуриентов и треб-ний к уровню самост-ти выпускников с тем,чтобы за период обуч-ия искомый уровень был достигнут.Согласно нов.образоват.парадигме незав-мо от спец-ции и хар-ра работы любой начинающий специалист д.обладать фундамент. знаниями,проф.умениями и навыками,опытом творч.и исслед.деят-ти по решению нов. проблем. Две последние составляющие обр-ния форм-ся в процессе СРС. Высшая школа отлич-ся от средней специализацией,методикой учеб.работы и степенью самост-ти. Преп-ль лишь орг-ет познават.деят-ть студ-ов.Студент сам осущ-ет познание. СРС завершает задачи всех видов учеб.работы.СРС имеет воспит.зн-ние:она форм-ет самост-ть не только как совок-ть умений и навыков,но и как черту хар-ра.Ее формы разнообразны-это разл. типы домаш.заданий. Основой СРС служит научно-теор.курс. При распред-ии заданий студ-ты получают инструкции по их вып-ию,метод.указания,пособия,список необх.лит-ры.В вузе сущ-ют разл.виды индив.самос.работы-подготовка к лекциям,семинарам, лаб. раб.,зачетам, экзаменам,вып-ние рефератов,заданий, курс.работ и проектов,вып-ние диплома. СРС более эффективна,если она парная. Групп.работа усиливает фактор мотивации и взаим.интеллек.акт-ти,повышает эффек-ть познав.деят-ти студ-ов благодаря взаим.контролю.Соотн-ие времени аудитор. к самос.работе=3,5:1.СРС спос-ет:•углублению и расш-ию знаний;•форм-нию интереса к познав.деят-ти;•овладению приемами процесса познания;•развитию познав.спос-тей.Особые возмож-ти представляют ввод.и установ.лекции,на кот.раскрыв-ся проблем-ка темы,логика овладения ею,дается хар-ка списка лит-ры,выдел-ся разделы для самост. проработки.Можно выделить условия, обеспеч.успеш.выпол-ие самост.работы:1.Мотивированность уч.задания(для чего,чему спос-ет)2.Четкая постановка познав.задач.3.Алгоритм,метод выпол-ия работы.4.Четкое опр-ние преп-лем форм отчетности,объема работы,сроков ее представления.5.Опр-ние видов консультаций(установочные,тематич.,проблем.).6.Критерии оценки,отчетности.7. Виды и формы контроля(практикум, контр.работы,тесты,семинар).Сущ-ет 3 уровня СРС: 1.Репродуктивный (тренировоч.) уровень(Цель-закрепление знаний,форм-ие умений, навыков)2.Реконструктив.(происходит перестройка решений,состав-ие плана,тезисов, аннотирование-рефераты)3.Творч.,поисковый(Студент д.самост-но произвести выбор средств и методов решения(учеб-исслед.задания,курс.и диплом. проекты)).Приемы активизации СРС:1.Обучение студентов методам самост.работы: времен. ориентиры вып-ния СРС для выработки навыков планир-ния бюджета времени.2.Проблем.изложение материала, воспроизвод.типичные способы реальн.рассуждений.3.Прим-ние методов актив.обуч-ия(анализ конкрет. ситуаций, дискуссии,групп.работа,делов.игры).4.Выдача студ-там млад.курсов метод.указаний, содерж. подробный алгоритм,постепенно уменьшая разъяснит.часть от курса к курсу с целью приучить студ-тов к больш.самост-ти. 5.Индивид-ция домаш.заданий и лаб.работ.6.Контр.вопросы лекц.потоку после кажд. лекции.Организ.формы СРС:1)СРС,выполн.самост-но в произвольном режиме времени в удоб.для студ-та часы,часто вне ауд-рии.2)аудиторная самос.работа под контролем преп-ля,у кот.в ходе вып-ия задания м.получить консул-цию(КСР).3)промежут.вариант СРС- предусм-ет большую самост-ть студ-ов, больш. индив-цию заданий,наличие консультаций и ряд психол-педаг.новаций,касающихся содержат.части заданий и хар-ра консультаций и контроля.

Виды самостоятельной работы студентов:1.Конспектирование.2.Реферирование литературы.3.Аннотирование книг, статей.4.Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.5.Углубленный анализ научно-методической литературы, проведение эксперимента.

6.Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой.7.Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий.8.Лабораторно-практические занятия: действие в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, получение результата.9. УИРС и НИРС при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и дипломной работ.10. Контрольная работа – письменное выполнение.11.Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики.

17.Подготовка студента к занятиям различного типа. Приемы активного восприятия и осмысления изучаемого материала

Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем значительное место впроцессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся повос­приятию и осмыслению новых знаний.Это очень важные методы. К.Д. Ушинский, например, счи­тал, что толькосамостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями иразвития мышления учащих­ся.Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых зна­ний. Сущность этогометода заключается в том, что овладе­ние новыми знаниями осуществляетсясамостоятельно каж­дым учеником путем вдумчивого изучения материала поучеб­нику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из нихтеоретических обобщений (правил, выво­дов, законов и т.д.), при этом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой.Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эф­фект, учителю необходимо соблюдать следующие требования:а) Прежде всего существенное значение имеет правильный выбор материала (темы) для самостоятельного изучения по учебнику на уроке. Известно, что не всякийвопрос учащиеся могут усвоить самостоятельно без обстоятельного объяснения его учителем. Многие темы содержат в себе совершенно новые сведения, носят вступительный или обобщающий характер.б) Самостоятельной работе учащихся с учебником, как пра­вило, должна предшествовать основательная вступительная беседа учителя. Прежде всего, нужно точно определить тему нового материала, провести общее ознакомление с его содержа­нием, обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они должны усвоить (иногда их полезно записать на доске или вы­весить в виде таблицы), а также дать подробные советы о поряд­ке самостоятельной работы и самоконтроле. в) В процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы учащихся, задавать некоторым из них вопросы, как они понимают изучаемый материал. Если некоторые из них будут встречаться с затруднениями, необхо­димо помочь им разобраться в непонятных положениях. г) Серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваи­вать новый материал по учебнику. д) Нередко самостоятельной работе с учебником может предшествоватьдемонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на занятии проблемной ситуации и стимулиро­вания учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала.е) Изучение нового материала по учебнику нередко прово­дится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характе­ра. В таком случае изложение материала учителем чередуется с работой учащихся над учебником. ж) При изучении нового материала нередко возникает необ­ходимость обратиться к краткому воспроизведению пройден­ных ранее тем. Основным методом в таких случаях, как прави­ло, выступает устный опрос. Однако зачастую он не дает желаемого эффекта, так как многие учащиеся не всегда могут вспом­нить ивоспроизвести пройденный материал. В таких случаях лучше использоватьсамостоятельную работу с учебником. з) Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Ее необходимо совмещать с другими формами и мето­дами обучения. Так, послеработы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, да­вать упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и дальнейшим углублением знаний учащихся.

Лабораторные работы (занятия) по овладению новым материалом.

Проведение лабораторных работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы: 1) постановку темы занятий и определение задач лабо­раторной работы, 2) определение порядка лабораторной работы или отдельных ее этапов, 3) непосредственное выполнение ла­бораторной работы учащимися и контроль учителя за ходом за­нятий и соблюдением техники безопасности, 4) подведение ито­гов лабораторной работы и формулирование основных выводов.

18. Организация и методика научно-исследовательской работы студента.

1.Научно-исследовательская работа студентов (далее - НИРС) является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и включает систему методов, средств и организационно-экономических мероприятий, обеспечивающих в процессе подготовки кадров с высшим

образованием освоение различных этапов организации и выполнения фундаментальных, экспериментальных поисковых научно-исследовательских работ и инновационных проектов, направленных на решение научных задач для различных отраслей экономики.

2.Целью НИРС является создание условий для реализации творческих способностей студентов, развития их социально-психологической компетентности для работы в научных коллективах, активного включения в научно-исследовательскую деятельность вуза, а

также повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием и развитие научного потенциала.

3. Важнейшими задачами НИРС являются:овладение студентами в процессе обучения научными методами познания, углубленное и творческое освоение учебного материала,

ориентация на постоянный рост научного знания; содействие всестороннему развитию личности, ознакомление с мировыми достижениями науки и техники;формирование навыков самостоятельного решения актуальных научных и технических задач в ходе учебно-воспитательного процесса подготовки кадров с высшим образованием; формирование творческих, инновационных подходов к организации и проведению научных исследований и направленности на практическое освоение результатов научной деятельности.

4. Для участия в НИРС привлекаются студенты, обучающиеся по очной или заочной форме, имеющие склонность к научным исследованиям и успешно выполняющие учебную программу.

5. К научному руководству НИРС привлекаются специалисты из числа профессорско-преподавательского состава и научные работники вузов и научных организаций, а также аспиранты и докторанты, успешно выполняющие индивидуальный план работы (далее - научный руководитель).

6. Научный руководитель несет ответственность за полное и качественное выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, апробацию и внедрение результатов НИРС.

7. В обязанности научного руководителя входит:определение тематики научных исследований и формирование плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на текущий

год; консультирование и методическое руководство по профилю проводимых исследований, привлечение к данной работе специалистов из других организаций и предприятий; оказание помощи в освоении современных научных методов исследования; содействие обеспечению необходимыми материалами,оборудованием, вычислительной техникой; контроль за ходом и качеством выполнения научно-исследовательских работ.

Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.

Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, предусматривает: 1.выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ, содержащих элементы научных исследований;

2.выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период производственных и учебных практик;

3.изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных и т.д. по курсу "Основы научных исследований". Названная дисциплина может включаться в учебный план за счет часов, находящихся в распоряжении вуза.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, организуется по форме: работы в студенческих научных семинарах; участия студентов группами или в индивидуальном порядке в выполнении госбюджетной или хоздоговорной тематики, в работах по творческому содружеству, в рамках государственных, межвузовских или внутривузовских грантов, а также индивидуальных планов преподавателей, выполняемых на кафедрах и в научных учреждениях вуза; работы в студенческих конструкторских, проектных, технологических, научно-информационных, переводческих, экономических и других бюро, в творческих мастерских и студиях (далее называемых СКБ); лекторской работы по распространению знаний в области науки, техники и культуры; работы в качестве преподавателей физико-математических, экономических и других школ.

Меры поощрения студентов и преподавателей НИРС

1.За успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе и организации НИРС, студенты могут награждаться Почетными грамотами, дипломами, ценными подарками, премироваться денежными премиями, бесплатными путевками для отдыха, направляться для участия на престижных выставках, конференциях, конкурсах, олимпиадах.

2.Студенты, сочетающие активную научно-исследовательскую работу с хорошей успеваемостью, могут быть рекомендованы Ученым советом вуза к поступлению в аспирантуру. Рекомендованные в аспирантуру выпускники вуза пользуются преимущественным правом для зачисления в нее при прочих равных условиях. При этом в качестве рефератов при зачислении могут быть засчитаны работы, получившие признание на международных и всероссийских конкурсах, и публикации.

3.Студентам - отличникам, активно занимающимся научной работой и имеющим высокие показатели, могут быть назначены именные стипендии.

19.Самостоятельная управляемая работа студента под руководством преподавателя и методика ее организации

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.
Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей.

Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.
При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:1. Внеаудиторная самостоятельная работа; 2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; 3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ;
подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д.
На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

На практических занятиях по естественно-научным и техническим дисциплинам нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач.

Из различных форм СРС для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению.

Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода.
При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при выполнении работы необходимо:1.Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).2.Проверить планы выполнения лабораторных работ, подготовленный студентом дома (с оценкой).3.Оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные (оценка).4.Проверить и выставить оценку за отчет.
Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.

20.Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность

Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей: самая первая из них - деятельность преподавателя, обучающего непосредственно.Применительно к учебному процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на коллектив студентов и отдельного студента для достижения заданных результатов обучения.

Управлять - это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.

Отличительные черты управления учебным процессом заключаются в следующем:

• сознательное и планомерное воздействие, которое всегда предпочтительнее стихийной регуляции;
• наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (преподаватель) и объектом управления (студент);
• динамичность или способность управляемой подсистемы переходить из одного качественного состояния в другое;
• надежность, т.е. способность системы управления выполнять заданные функции при определенных условиях протекания процесса;
• устойчивость - способность системы сохранять движение по намеченной траектории, поддерживать намеченный режим функционирования, несмотря на различные внешние и внутренние возмущения.

Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований:1) формулирование целей обучения;2) установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса;3) разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса обучения;4) получение по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (обратная связь);5) переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение в учебный процесс корректирующих воздействий.

Роль преподавателя заключается в переработке получаемой информации, ее осмыслении и выработке решения по внесению в учебный процесс коррективов.

Осуществление обратной связи применительно к учебному процессу предполагает решение двух задач:1) определение содержания обратной связи - выделение совокупности контролируемых характеристик на основании целей обучения и психологической теории обучения, которая принимается за базу при составлении обучающих программ;2) определение частоты обратной связи.В процессе управления усвоением знаний преподавателю нужно установить, научились ли студенты обобщать и сопоставлять факты, делать выводы, критически анализировать полученные сведения; знать, как усваивают они материал учебника, хватает ли им времени на усвоение, и т.д. Для реализации эффективного процесса обучения необходима такая теория, которая рассматривает процесс учения как формирование познавательной деятельности учащихся, располагая системой независимых характеристик этой деятельности и знанием основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта в план опыта индивидуального.

21. Личность преподавателя вуза и требования, предъявляемые к нему

Преп-ль нужд-ся в инф-ции о тех,кого обучает.Портрет преп-ля глазами студ.:Студ.идеальным преп-ем наз-ют прежде всего знатока преподав.предмета и соответ.области науки,честного,справед.ч-ка,хор.психолога, умеющ.понять др.ч-ка.При этом младшекурсы на 1 место ставили именно умение понять студ.,а старшекурсники >всего ценят компетент-ть: слож.период адаптации первок-ков к нов.усл-ям требует психол.поддержки. Он не д.унижать лич.достоинство студ.,д.подчерк-ть свое уважение к ним и их равенство с собой как лич-тей.Процесс общения м.склад-ся в 2вариантах:1)взаимопонимание,слаженность вып-ия уч. деят-ти,развитие спос-ти прогноз-ть пов-ие друг друга и 2)разлад,отчужд-ть,неспос-ть понять и предугадывать пов-ие друг друга,появл-е конфликтов.Проф.кач-ва пед.общения:1)интерес к людям и работе с ними, наличие потр-ти и умения общ-я,общит-ть,коммуник.кач-ва;2)спос-ть эмоц.эмпатии и поним-я людей;3)гибкость,операт-творч.мышл-е,обесп.умение быстро и прав.ориент-ся в меняющ.усл-ях общ-я, быстро изменять реч.возд-ие в зав-ти от ситуации общ-я,индив.особ-тей студ.;4)умение ощущать и поддерж-ть обрат.связь;5)умение упр-ть собой,упр-ть своими психич.сост-ем,своим телом,голосом,мимикой,умение упр-ть своим настроением, мыслями,чувствами,умение снимать мышеч.зажимы;6)спос-ть к спонран-ти (неподготовленной коммун-ции);7)умение прогноз-ть возм.пед.ситуации,последствия своих возд-ий; 8)хор. верб.спос-ти: культура,развитость речи,богатый лексич.запас,прав.отбор язык.средств;9)владение ис-вом пед.пережив-ий,кот.предст-ют сплав жизн.,естест.переживаний пед-га и пед-ки целесообр.переж-ий, способ. повлиять на студ.в треб.напр-ии;10)спос-ть к пед.импровиз-ии,умение прим-ть все разнообразие средств возд-ия(убежд-ие,внушение,заражение),разл.приемов возд-ия,"приспособ-ий" и "пристроек".Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи:

1.адаптивную; 2.гуманистическую

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую; воспитывающую; развивающую; психологической подготовки

Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

1.потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; 2.тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать; 3.понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; 4.умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение; 5.предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах; 6.знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития; 7.способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

22. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Педагогическая профессия относится к профессиям типа "Человек-Человек". Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личн




aksomatichna-teorya-psevdoevkldovo-geometr-klasifkacya-pryamih-ploshin-psevdoevkldovogo-prostoru-osnovn-koordinatn-formuli.html
aksomatika-vejlya-evkldovogo-prostoru.html
aksomi-ta-vlastivost-jmovrnost.html
aksonomertricheskie-proekcii-ploskih-figur.html
aksonometricheskie-proekcii-pryamougolnie-izometriya-i-dimetriya-kosougolnaya-dimetriya.html
ч     PR.RU™