АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА


aktivizaciya-energii-vo-vsem-tele-v-polozhenii-lezha.html
aktivizaciya-i-razvitie-zhiznennih-sil.html

Анисимов Алексей Павлович

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА

ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Монография

Москва, 2010

УДК 349.4 (470)

ББК 67.407

А 67

Анисимов Алексей Павлович - ведущий научный сотрудник НИИ современного права Волгоградской академии государственной службы, доктор юридических наук.

Рецензенты:

Рыженков А.Я.– доктор юридических наук, профессор

Черноморец А.Е. – доктор юридических наук, профессор

Анисимов А.П. Актуальные проблемы правового режима земель населенных пунктов в Российской Федерации: Монография. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 456 с.

ISBN 978-5-93295-601601-4

Монография рассчитана на широкую читательскую аудиторию – студентов, аспирантов, преподавателей, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, представителей правозащитных объединений, иных заинтересованных читателей, поскольку проблемы реализации земельных и экологических прав граждан на территории населенных пунктов затрагивают интересы всех граждан.

Особое внимание уделено реализации прав граждан и юридических лиц в сфере градостроительной деятельности. На основе анализа земельного и градостроительного законодательства, а также практики его применения сделаны представляющие теоретический и практический интерес выводы о динамике развития земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах, существующих в этой сфере субъективных и объективных проблемах, предложены пути их решения.

© А.П. Анисимов, 2010

© Издательство «Юрлитинформ»,2010


Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и правовой режим земель населенных пунктов

§ 1. Понятие и виды населенных пунктов в Российской Федерации

§ 2. Границы населенных пунктов и порядок их изменения

§ 3. Понятие правового режима земель населенных пунктов

§ 4. Законодательство о правовом режиме земель населенных пунктов и сфера его действия

Глава 2. Право собственности и иные права на земельные участки в границах населенных пунктов

§ 1. Право государственной и муниципальной собственности на земельные участки в границах населенных пунктов

§ 2. Право частной собственности на земельные участки в границах населенных пунктов

§ 3. Ограничения и обременения права собственности на земельные участки в границах населенных пунктов

§ 4. Право пожизненного наследуемого владения земельными участками в границах населенных пунктов

§ 5. Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в границах населенных пунктов

§ 6. Правовые проблемы прекращения прав на земельные участки в границах населенных пунктов

§ 7. Правовое регулирование аренды земельных участков в границах населенных пунктов

Глава 3. Правовое регулирование управления в сфере использования и охраны земель в границах населенных пунктов



§ 1. Понятие управления землями населенных пунктов

§ 2. Функции управления землями населенных пунктов

§ 3. Система и структура органов государственного и муниципального управления землями населенных пунктов

§ 4. Полномочия органов общей и специальной компетенции в сфере управления землями населенных пунктов

Глава 4. Теоретические проблемы градостроительного регулирования правового режима городских и сельских населенных пунктов

§ 1. Территориальное планирование: понятие и место в механизме градорегулирования

§ 2. Градостроительное зонирование: виды и правовое значение

§ 3. Назначение и виды документации по планировке территории

Глава 5. Охрана земель населенных пунктов

§ 1. Понятие охраны земель населенных пунктов

§ 2. Особенности охраны окружающей среды населенных пунктов градостроительно-правовыми средствами

§ 3. Правовое регулирование охраны земель населенных пунктов при осуществлении отдельных видов деятельности

§ 4. Правовая охрана зеленого фонда населенных пунктов

§ 5. Охрана земель населенных пунктов с особым эколого-правовым статусом

Заключение


Введение

Правовая реформа, начавшаяся в 90-х годах XX века и ориентирующая на построение правового государства в России, обусловила глобальные изменения в рамках всех отраслей российского права. При этом наряду с ликвидацией отживших приемов и средств правового регулирования, следует констатировать сохранение оправдавших себя институтов и норм, доказавших свою эффективность и в условиях рыночной экономики. Для земельного права таковыми являются деление земельного фонда на категории, для которых устанавливается дифференцированный правовой режим.

Научная категория «правовой режим» получила определенное развитие в рамках общей теории права и административного права (административно-правовые режимы) применительно к различным объектам. Однако крупных исследований правового режима отдельных категорий земель, и, в частности, земель населенных пунктов, до сих пор проведено не было. Между тем быстрое обновление законодательной базы не только обострило традиционную проблему соотношения правовых норм в рамках различных отраслей права, но и поставило вопрос о возможности утраты системных качеств российского права. Особенно данная проблема актуальна в рамках отраслей законодательства, отнесенных ст. 72 Конституции России к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Комплексный характер правового регулирования земельных отношений в границах населенных пунктов ставит вопрос о сфере действия норм различных отраслей права и конкуренции устанавливаемых ими правовых режимов для отдельных частей территории населенных пунктов. Одним из методов установления различных правовых режимов на территории населенных пунктов является проведение зонирования в экономических, природоохранных, градостроительных и иных целях, в результате чего органам государственной власти и местного самоуправления предоставляется ряд дополнительных полномочий. Введение градостроительных и технических регламентов в результате проводимой в России правовой реформы позволяет наметить пути решения проблемы обеспечения устойчивого развития населенных пунктов, однако ряд положений действующего законодательства не подкрепляется установлением экономических, организационных и иных гарантий и потому не справляется с поставленными задачами. Следовательно, необходим дальнейший поиск надлежащего инструментария для регулирования земельных отношений в городских и сельских населенных пунктах.

Актуальность данной задачи обусловлена, во-первых, проживанием в городах большей части населения России (причем, около 61 % населения проживает в крупных городах), что обуславливает многообразие возникающих общественных отношений, а также сложность осуществления управленческой деятельности органами публичной власти различного уровня.

Во-вторых, ценность 1 га земель городов многократно превышает ценность 1 га земель сельскохозяйственного назначения. В городах выше спрос на земельные участки, выше платежеспособность населения, что повышает инвестиционную привлекательность таких земельных участков. Однако для обеспечения баланса частных и публичных интересов необходим поиск новых и реализация уже существующих правовых средств, что сталкивается с рядом объективных и субъективных трудностей.

В-третьих, земельные участки в населенных пунктах (как и любые другие) являются составной частью окружающей среды, а не только природным ресурсом и объектом недвижимого имущества. Поэтому для многих городов и агломераций актуальна проблема охраны окружающей среды, в том числе земель от негативных антропогенных воздействий.

В целях реализации поставленных целей и задач в контексте проводимой муниципальной реформы федеральные нормативные акты предоставляют органам местного самоуправления значительные полномочия в установлении правового режима земель населенных пунктов посредством принятия правил землепользования и застройки, включающих градостроительные регламенты, определяющие параметры и виды застройки территорий поселений и городских округов. Между тем по ряду объективных и субъективных причин реформа регулирования градостроительной деятельности до сих пор не достигла поставленной цели, а содержание правовых режимов на территории населенных пунктов не всегда отвечает реалиям XXI века.

В этих условиях возрастает значение фундаментальных исследований, позволяющих выявить основные тенденции развития системы российского права с целью обеспечения большей согласованности ее элементов, что позволит найти пути совершенствования правового режима земель населенных пунктов, а, следовательно, и обеспечит необходимые гарантии реализации социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

Теоретические проблемы правового режима земель населенных пунктов до настоящего времени не получили комплексного исследования в юридической науке, хотя и были предметом научного анализа советских юристов в 70-80-е годы прошлого века. На монографическом уровне проблемам правового режима земель населенных пунктов были посвящены труды В.П. Балезина, Б.В. Ерофеева, М.С. Липецкера и др. Отдельные аспекты правового режима земель населенных пунктов были исследованы советскими учеными-аграрниками: В.Ф. Горбовым, И.И. Евтихиевым, Н.И. Красновым, В.В. Петровым, Н.Д. Казанцевым, А.М. Турубинером, В.А. Чуйковым.

Однако данные работы были написаны в условиях советской системы хозяйствования и отсутствия комплексного подхода к проблемам регулирования земельных отношений градостроительно-правовыми средствами, в связи с чем многие проблемы, с которыми сталкивается правоприменительная практика начала XXI века, объективно не могли быть исследованы.

В период проведения земельной реформы и становления рыночной экономики в Российской Федерации значительный вклад в развитие теории земельного и гражданского права был внесен работами А.И. Бобылева, Е.С. Болтановой, Г.А. Волкова, С.В. Дзагоева, В.А. Дозорцева, Ю.Г. Жарикова, В.П. Камышанского, М.И. Козыря, Л.Т. Кокоевой, И.О. Красновой, О.И. Крассова, Н.Л. Лисиной, Н.П. Лотниковой, А.И. Мелихова, Н.Н. Мисник, С.В. Нарушкевич, К.Г. Пандакова, А.Я. Рыженкова, К.И. Скловского, Е.А. Суханова, Н.А. Сыродоева, В.В. Устюковой, С.А. Чаркина, А.Е. Черноморца, Г.В. Чубукова и др. В трудах названных ученых была предпринята попытка исследовать теоретические проблемы собственности и права собственности, категории ограничений и обременений права собственности, приобретения и прекращения права собственности, защиты права собственности и т.д.

В работах В.Н. Годовальника, А.Г. Воронина, И.В. Выдрина, А.Н. Кокотова, В.А. Лапина, А.Н. Писарева, М.С. Сотниковой, А.И. Черкасова, А.Н. Широкова, Е.С. Шугриной и других ученых были исследованы теоретические основы местного самоуправления, в частности, территориальные основы местного самоуправления и проблемы муниципальной собственности.

В своих выводах и суждениях автор руководствовался исследованиями категории правового режима, проведенного представителями науки общая теория права и государства, в том числе работами С.С. Алексеева, Н.И. Матузова, А.В. Малько, О.С. Родионова, Э.Ф. Шамсумовой и ряда других авторов, а также работами представителей архитектурно-градостроительной науки, включая Н.В. Баранова, В.Н. Белоусова, И. Груза, А.Э. Гутнова, Д.Г. Донцова, И.М. Смоляра, Э.К. Трутнева, П. Холла, Н.Г. Юшковой и других.

Отдельные теоретические проблемы государственного управления были рассмотрены в трудах А.П. Алехина, Г.В. Атаманчука, И.В. Бабичева, Д.Н. Бахраха, А.П. Кармолицкого, Ю.М. Козлова, Б.М. Лазарева, С.С. Маиляна, В.М. Манохина, М.Л. Слепцова, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина, В.А. Юсупова и других ученых. Непосредственно отдельным аспектам управления земельными ресурсами посвящены работы Г.А. Аксененка, Р.К. Гусева, И.А. Иконицкой, О.В. Карамышевой, В.И. Суворова, В.Н. Харькова и других.

Учитывая, что неотъемлемым элементом правового режима земель населенных пунктов являются вопросы природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности, в монографии были рассмотрены труды по этой проблеме С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, Г.Е. Быстрова, О.Л. Дубовик, Н.А. Духно, О.С. Колбасова, В.В. Круглова, И.Ф. Панкратова, Н.Т. Разгельдеева, Т.Т. Тагирова, Л.А. Тимофеева, В.Н. Яковлева.

Вопросам охраны окружающей среды городов в целом, либо отдельным аспектам такой охраны были посвящены работы А.П. Алексеева, М.И. Васильевой, Г.В. Выпхановой, А.К. Голиченкова, В.Ф. Горбового, Л.А. Заславской, И.А. Соболь, Ю.В. Митрофанской, В.Н. Харькова, Ю.С. Шемшученко, Н.А. Шингель, Ю.И. Шуплецовой и ряда других исследователей.

Анализ трудов вышеназванных авторов показывает, что в советский и постсоветский периоды развития отечественной юридической науки отдельные элементы правового режима земель населенных пунктов попадали в сферу научных интересов ряда авторов. Полученные в результате таких исследований суждения и выводы явились предметом нашего научного интереса. Однако многие из вышеуказанных работ были написаны до принятия нового Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., а следовательно, многие сделанные ранее выводы нуждаются в дальнейшем осмыслении и развитии. Кроме того, единого комплексного межотраслевого исследования правового режима земель населенных пунктов в российской юридической науке пореформенного периода не проводилось.

Между тем, усложнение общественных отношений в течение XX - начале XXI веков привело к формированию новой теоретической концепции правового регулирования использования и охраны земель населенных пунктов. В монографии исследуется данная концепция в свете современного земельного, экологического и градостроительного законодательства Российской Федерации и субъектов РФ, а также муниципального нормотворчества в условиях построения в России рыночной экономики. Среди новых подходов к исследованию правового режима земель населенных пунктов следует отнести постановку задач и определение круга вопросов, решение которых позволит выяснить природу межотраслевых связей земельного права, что, в свою очередь, имеет важное значение для углубления научных представлений о сущности предмета и метода земельного и градостроительного права.

Настоящее исследование позволило разработать рекомендации по совершенствованию норм действующего градостроительного, земельного и экологического законодательства, которые методологически применимы к правовому регулированию смежных отношений. Такой вывод основан на том, что градостроительные отношения носят комплексный характер, затрагивая различные виды деятельности на ограниченной территории городских и сельских населенных пунктов. Для понимания основных направлений градорегулирования в монографии подробно рассмотрены проблемы территориального планирования и градостроительного зонирования территорий городских округов и поселений, проблемы приобретения и прекращения прав на земельные участки, управление землями населенных пунктов, а также вопросы охраны земель городских и сельских населенных пунктов.

Настоящее монографическое исследование представляет собой новое научное направление, которое развивает доктрину земельного права и теоретически обосновывает роль и значение межотраслевого регулирования отношений на территории населенных пунктов, содержит рекомендации по совершенствованию федерального и регионального законодательства.

Разработанная в монографии концепция современного градорегулирования позволяет выйти за привычные отраслевые рамки исследования основных институтов земельного права, раскрывает новые возможности познания таких свойств правовых норм, которые появляются только на межотраслевом уровне. Указанный подход создает условия для формулирования теоретических основ решения задач по устранению последствий несогласованности нормативных предписаний, которые проявляются, в первую очередь, на стыке земельного, градостроительного и гражданского законодательства, а также при взаимодействии данных отраслей с иными отраслями российского законодательства (административного, муниципального и т.д.). Это дает простор для необходимого законотворческого маневра при появлении задач, требующих нестандартного современного решения.


Земельные участки, занятые городскими лесами не являются изъятыми из оборота или ограниченными в обороте. В большинстве своем они относятся к числу не разграниченных государственных земель. Согласно ст. 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. По общему правилу, вытекающему из п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», такими не разграниченными землями распоряжаются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено федеральным законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Понятно, что земельные участки, на которых произрастают городские леса, не могут быть отданы под жилую, промышленную или общественно-деловую застройку. Но существуют и другие варианты их использования (например, для целей, не связанных со строительством), в ходе которых возможно их предоставление по итогам торгов в частную собственность граждан и юридических лиц. Согласно ст.ст. 84,87 ЛК РФ, лесохозяйственные регламенты для лесничеств и лесопарков, расположенных на муниципальных землях, устанавливаются органами местного самоуправления. Следовательно, виды разрешенного использования городских лесов определяют органы местного самоуправления; они же осуществляют лесной надзор и контроль.

Но могут ли органами местного самоуправления быть правомерно предусмотрены какие-либо варианты застройки территорий городских лесов? На наш взгляд, параметры и виды использования таких участков под застройку определяются градостроительным регламентом, входящим составной частью в Правила землепользования и застройки. Поэтому допустимо установление в Правилах для рекреационной территориальной зоны, где располагаются городские леса, в качестве условно разрешенного вида использования (предоставление разрешения подлежит обсуждению на публичных слушаниях) строительство детского оздоровительного лагеря, базы отдыха или санатория. Для проведения жилой застройки будет необходимо изменить разрешенное использования такого земельного участка (вместе с границами территориальной зоны либо без этого) посредством изменений в Правила землепользования и застройки. В условиях не сформированности участков городских лесов (отсутствия их четких границ) этот вариант вполне возможен.

В течении ряда лет после принятия ГрадК РФ в муниципальных образованиях, где отсутствовали Правила землепользования и застройки, существовала значительная проблема определение параметров и видов «не жилого» разрешенного использования городских лесов. Этот вывод наглядно следует, в частности, из решения Арбитражного суда Волгоградской области от 25 декабря 2007 г. по делу № А12-17646/07-С45. Фабула дела заключалась в том, что ЗАО просило признать незаконными действия администрации Волгограда, выразившиеся в принятии решения об отказе в согласовании ЗАО проекта постановления «О предварительном согласовании места размещения объектов» по окончании улицы Хорошева в Дзержинском районе г. Волгограда для строительства: торгово-развлекательного комплекса, салона красоты и фитнес-комплекса; спортивно-развлекательного комплекса.

При рассмотрении дела было установлено, что согласно Генеральному плану Волгограда, утвержденному Решением городской Думы Волгограда «Об утверждении Генерального плана Волгограда» № 47/1112 от 29 июня 2007 г., а также заключениям комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, территория по ул. Космонавтов в завершении улицы им. Хорошева в Дзержинском районе г. Волгограда относится к рекреационной зоне городских парков, скверов, садов, бульваров. В соответствии с заключением комитета земельных ресурсов администрации Волгограда испрашиваемые участки частично расположены на землях городских лесов.

Как было отмечено судом, возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, в случае если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках. В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ утверждение лесных планов субъектов РФ относится к полномочиям органам государственной власти субъектов РФ.

В настоящее время, отмечал арбитражный суд, лесной план Волгоградской области не разработан, соответственно рекреационная деятельность в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений на территории городских лесов не допускается. На этом основании в иске ЗАО было отказано.

Между тем, такая позиция является, по меньшей мере, дискуссионной по следующим основаниям. Во-первых, из ст.ст.83,86 либо иных норм ЛК РФ совершенно не следует, что бездействие органов государственной власти субъектов РФ, выразившееся в не принятии лесного плана, влечет за собой прекращение всех видов деятельности по использованию лесов.

Во-вторых, приведенные судом нормы не имеют отношения к городским лесам. Одной из главных задач лесного плана является утверждение карт с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения (п.2 ст.86 ЛК РФ). До принятия лесного плана действуют границы лесничеств и лесопарков, установленные ранее.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (п.1 ст.87 ЛК РФ). Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждаются органом местного самоуправления (п.3 ст.87 ЛК РФ).

Как уже отмечало нами выше, земли городских лесов с точки зрения закона должны находиться в муниципальной собственности. Следовательно, виды их разрешенного использования определяются не субъектом РФ, а органами местного самоуправления Волгограда. Поэтому суд не правильно применил нормы материального права при рассмотрении данного дела.

Данный вывод может быть подтвержден и самой логикой градостроительной и лесной реформ. С точки зрения ЛК РФ и ГрадК РФ «обычные» леса и городские леса имеют совершенно разный правовой режим. Городские леса подпадают под сферу действия ГрадК РФ, включаются в рекреационные территориальные зоны, и правовой режим их использования определяется градостроительным регламентом. Для земель лесного фонда градостроительные регламенты не устанавливаются (ч.6 ст.36 ГрадК РФ). И это совершенно логично вписывается в общий замысел законодателя, поскольку параметры и виды использования лесов, произрастающих на землях лесного фонда определяются лесохозяйственными регламентами. Именно в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов; требования к охране, защите, воспроизводству лесов (ст.87 ЛК РФ).

Проще говоря, виды разрешенного использования городских лесов устанавливаются градостроительным регламентом; виды разрешенного использования лесов, произрастающих на землях лесного фонда - лесохозяйственным регламентом. При разработке градостроительного регламента применительно к городским лесам органы местного самоуправления учитывают положения лесохозяйственного регламента для них, который ими же и утверждается. Так стыкуются требования ЛК РФ и ГрадК РФ. Однако в отсутствии градостроительных и лесохозяйственных регламентов, правильное разрешение приведенного дела объективно было затруднительно.

В целом же о сложности неоднозначности рассматриваемой проблемы свидетельствует многочисленная прокурорская практика. Например, обобщение исполнения законодательства о городских лесах в г. Перми показало, что в 2004 - 2005 гг. администрацией города в зоне городских лесов под многоэтажное и индивидуальное жилищное строительство было отдано более сорока земельных участков. Причина этого состояла в том, что администрация фактически не располагала сведениями о границах городских лесов, а лесоустроительная документация была в ненадлежащем состоянии.[399] Аналогичная ситуация наблюдается и в других городах. И хотя в г. Перми благодаря активности прокуратуры предоставление земельных участков городских лесов под строительство прекратилось, вопрос о возможности нахождения городских лесов в частной собственности остался открытым.

Как это не парадоксально, но возможность нахождения городских лесов и иных публичных объектов зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов в частной собственности косвенно подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 9 января 1998 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации».

В частности, Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что «лесной фонд составляет только часть лесных природных ресурсов. В него не входят леса, расположенные на землях обороны, на землях городских поселений - городские леса, а также древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства, землях транспорта, землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства, землях водного фонда, землях иных категорий». Поэтому нет препятствий для того, «чтобы земля, на которой имеются лесные природные ресурсы, не входящие в лесной фонд, а также земля, изымаемая из лесного фонда, могла находиться в различных формах собственности частной (граждан и юридических лиц), государственной, муниципальной и иных».[400] Указание на многообразие форм собственности на леса соответствует ч.2 ст.9 Конституции России, согласно которой земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Это означает, что нормативный акт, признающий право частной собственности на городские леса, скорее всего, не удастся признать не конституционным.

Из этого следует, что городские леса, представляя собой не только огромную инвестиционную, но и экологическую ценность, никак нормативно не защищены от возможной приватизации и застройки. Для повышения их защищенности, на наш взгляд, необходимо внести изменения в ЗК РФ, изложив его подп.2 п.5 ст.27 в следующей редакции: «2) из состава земель лесного фонда и городских лесов». В этом случае земли городских лесов будут ограничены в обороте, и не смогут быть переданы в частную собственность.

Кроме того, для усиления мер по охране городских лесов и иных зеленых насаждений необходима разработка муниципальных целевых программ по охране зеленого фонда муниципалитета; проведение инвентаризации и постановка на муниципальный учет зеленых насаждений, составляющих публичных зеленый фонд (кроме древестно-кустарниковой растительности, произрастающей на земельных участках граждан и юридических лиц); оформление права собственности поселений и городских округов на городские леса; разработка и принятие муниципальных правовых актов, определяющих порядок выдачи разрешений на вырубку объектов публичного зеленого фонда (деревьев и кустарников) на территориях муниципальных образований.

Наряду с охраной зеленых насаждений, важнейшей задачей охраны окружающей среды населенных пунктов является охрана водных объектов, расположенных в их границах. Эта взаимосвязь проявляется в том, что увеличение площади городской застройки увеличивает антропогенную нагрузку на водные экосистемы, что, в свою очередь, влечет ухудшение качества питьевой воды и увеличение вследствие этого смертности населения.

В целом охрана вод – это система мероприятий по сохранению и восстановлению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также ликвидации последствий указанных явлений. Как и в случаях охраны других природных объектов, задача охраны вод решается посредством возложения обязанностей на субъектов водных отношений (граждан и юридических лиц, а также публично-правовые образования), включая требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также посредством придания отдельным водным объектам особого эколого-правового статуса. При этом законодатель указывает на особенности охраны поверхностных и подземных вод, а также регулирует как общий порядок охраны вод, так и конкретизацию этих требований в зависимости от вида деятельности или места расположения источника загрязнения.

В числе общих обязанностей вышеуказанных субъектов можно выделить следующие. Во-первых, охрана водных объектов населенных пунктов от загрязнения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Органы государственной власти осуществляют охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая загрязнение через поверхность земли и воздух, причем ситуация здесь далеко не идеальная.

Во-вторых, охрана водных объектов от засорения, то есть накопления в них посторонних (обычно нерастворимых) веществ: строительного и бытового мусора, древесины и т.д. Реализация данной обязанности осуществляется посредством установления общего запрета на сброс в городские водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов.

В-третьих, предупреждение и ликвидация аварийного загрязнения водных объектов, которое возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты и причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей среды населенного пункта, а также биологическому разнообразию.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Населенный пункт – часть территории России, имеющая наименование, сосредоточенную застройку и служащая местом проживания людей, подразделяемая на городские и сельские населенные пункты. Существующая классификация видов населенных пунктов нуждается в совершенствовании. Актуальной проблемой в данной сфере общественных отношений является несовпадение границ административно-территориальных образований, муниципалитетов и городских населенных пунктов, что влечет ряд проблем в теории и на практике. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации может стать дальнейшая разработка правовой конструкции «городская агломерация», предложенная представителями градостроительной науки.

Земли населенных пунктов – категория земель в земельном фонде России, являющаяся пространственно-операционным базисом для размещения жилых, производственных, общественно-деловых, рекреационных и иных объектов жизнеобеспечения населения в соответствии с требованиями градостроительного, экологического и земельного законодательства, отделенная установленными границами от земель иных категорий.

2. Действующее законодательство и существующая практика изменения границ населенных пунктов не предусматривает выплаты компенсаций гражданам и юридическим лицам – правообладателям земельных участков (в части увеличения ставки земельного налога при включении их участков в границы города), а также органам местного самоуправления, чья территория сокращается в результате расширения городских населенных пунктов (в части уменьшения размера получаемого земельного налога и арендной платы, а также стоимости муниципальных земельных участков и иных природных ресурсов). Внесение соответствующих изменений в ст.84 ЗК РФ позволит усилить гарантии прав и законных интересов граждан и юридических лиц; обеспечит укрепление экономических основ местного самоуправления; создаст стимул для более рационального освоения городских территорий.

3. Юридическое значение границ населенных пунктов заключается в том, что они отделяют категорию земель населенных пунктов от всех остальных категорий земель. Внутри границ категории земель населенных пунктов могут быть только земли населенных пунктов. Существующие предложения ряда авторов придать землям населенных пунктов «лоскутный» характер посредством включения в их границы фрагментов категорий земель сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий и объектов, транспорта и т.д. означают игнорирование современной практики правового регулирования использования и охраны земель населенных пунктов, осуществляемой главным образом градостроительно-правовыми средствами. Объективно существующую задачу координации требований, предусмотренных нормативно-правовыми актами различной отраслевой принадлежности, выполняют генеральный план и Правила землепользования и застройки.

4. Правовой режим земель населенных пунктов – это особый порядок регулирования жизнедеятельности в границах городских и сельских населенных пунктов, осуществляемый посредством установления субъектам земельных правоотношений стимулов и ограничений, дозволений и запретов в области разрешенного использования и охраны земель, а также особенностей управления на данной территории в порядке, определяемом градостроительным, земельным, экологическим и иным законодательством Российской Федерации и субъектов РФ, а также муниципальными правовыми актами.

Необходимо различать понятия «правовой режим земель», «правовой режим земель населенных пунктов», «правовой режим отдельных территориальных зон» и «правовой режим конкретных земельных участков». В последнем случае основными элементами правового режима будут являться права и обязанности собственника, владельца, пользователя, арендатора.




agorafobiya-strah-pered-otkritimi-prostranstvami-i-publichnimi-mestami.html
agostra-lvostoronnya-vognisheva-pnevmonya-z-obstruktivnim-sindromom.html
agrafiya-narushenie-i-vosstanovlenie-pisma.html
agrarn-vdnosini-ta-vlasnst-u-slskomu-gospodarstv-rentn-vdnosini.html
agrarnaya-politika-anglichan-vindiivo-vtoroj-polovine-xix-v.html
ч     PR.RU™