Актуальные проблемы развития теории социальной работы.


aktivn-dprikmetniki-vddslvn-prikmetniki-j-pasivn-dprikmetniki.html
aktivnaya-deyatelnost-politicheskih-vlastej-vseh-urovnej-v-soedinennih-shtatah-ee-vozdejstvie-na-obshestvo.html

· Становление научной парадигмы социальной помощи в России.

Оформление идей помощи, поддержки и защиты в древности связано с развитием письменности и проникновением через хрис­тианскую литературу представлений о призрении и милосердии к ближнему.

Тема милосердия и праведного суда находит отражение и в светской литературе. Особую роль здесь представляют «Поуче­ние» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Оп­ределения Владимирского собора 1274 г.».

Забота о слабых, о социально ущербных слоях общества от­дельная тема, которая поднимается и Владимиром Мономахом, и Даниилом Заточником.

Кормление, кормильчество как средневековый принцип жиз­недеятельности был связан не только со вспомоществованием, но рассматривался значительно шире, как охранение определен­ного образа жизни. Правда, здесь же впервые встречается обо­снование «остаточного» принципа в деле общественной помощи, который будет использоваться властью на протяжении несколь­ких сотен лет.

Говоря о вдовах и сиротах как субъектах, наименее защищен­ных в миру, так как на них не всегда распространялась общест­венная вера, Владимир Мономах в «Поучении» уделяет им осо­бое внимание.

Милость князя это помощь, вспомоществование, спасение человека от оков нищеты. Даниил Заточник показывает сущность нищеты, нищенства как явления, негативным образом влияюще­го на человека вообще и на его отношения с миром.

· Интегративно-комплексный характер и понятийно-категориальный аппарат теории социальной работы.

По своей природе социальная работа, неотъемлемой характеристикой которой является интегративность, не может опираться на какую-то одну теорию или модель практики. Разнообразные формы социальной работы, так или иначе, используют все теории, представляют собой комплексные конструкции различных моделей практики социальной работы.

· Основные категории (наиболее общие понятия) теории социальной работы.

В целях упорядочения многообразия категорий социальной работы, структурируя их ученые чаще всего выделяют следующие группы понятий и категорий (Е.И.Холостова):

1) собственные категории социальной работы: социальный работник, социальная работа, социальное обслуживание, социальная защита, адресная социальная помощь; специалист по социальной работе, клиент, социальные службы, социальное обеспечение и др.

2) категории, относящие к социальной работе по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания: социальная реабилитация, психосоциальная работа, семейный конфликт; социальная адаптация; социально-медицинские услуги, социально-правовые услуги и др.

3) категории, не являющиеся специфическими для социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются другими науками: социальные отношения, социальное пространство, общество, государство, социальная стратификация, социальные процессы, социум.



Социальная работа как наука состоит из двух основных разделов: теоретико-методологического, фундаментального (методология, законы, категориальный аппарат науки) и прикладного — области социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, научного обеспечения решения практических социальных задач в обществе, которые призван решать социальный работник. Сбалансированность всех компонентов конкретного вида социальной деятельности, степень их распространения на другие сферы социальной практики, их важность для всех субъектов этой деятельности — вот критерии условий, которыми проверяется любая теория, используемая на практике. Таким образом, содержание теории социальной работы и основные направления ее как профессиональной деятельности определяются социальной практикой. В случае отсутствия такого воздействия используемая теория не является эффективной.

· Объект и предмет теории социальной работы.

Объектом теории СР является человек

Предметом теории СР – закономерности содействия, становления и реализации жизнеспособности человека, а также механизм сопряжения жизненных сил ч-ка и средств их реализации и реабилитации.

· Основные проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в настоящий период. Динамика научного знания в социальной работе в контексте процессов глобализации.

Развитие теории социальной работы идет по четырем основным направлениям:— теория индивидуальной работы;— теория групповой работы;— теория общинной работы;— теория социального администрирования и планирования.

К началу 90-х вполне определенно обозначились модели теоретического обоснования СР. Каждая модель предполагает вполне определенное содержание, комплекс методов и форм содействия нуждающимся, профилактику кризисов.

Психолого-ориентированные модели опираются преимущественно на психологическое знание, учет закономерностей психологического статуса и развития человека.

Социолого-ориентированные – на познание закономерностей соц.развития, структурирования общества, взаимодействие его соц.институтов.

Социально-педагогические модели – на использование всего педагогического потенциала социума для стимулирования развития, реализации индивидуальных возможностей каждой личности.

Комплексные – на целостное видение проблемы защиты и поддержания жизненных сил человека как биосоциального существа.

Таким образом, социальная работа в процессе становления границ ее познания претерпевает культурно-исторические изменения: расширяется практика осмысления социальных феноменов, появляются теоретические конструкты и принципы социальной работы, в процессе развития теории оформляется научная парадигма социальной работы.

14. Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.

§ Сущность и содержание социально-педагогического процесса.

По своей сущности соц.пед. процесс – это целенаправленная последовательность действий соц. педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной соц.-пед. цели в соц. развитии (коррекции развития), воспитании ( перевоспитании, исправлении), владении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.

Педагогическое содержание социальной работы определяется коррекцией поведения и перевоспитанием людей.

Внутренний педагогический процесс, представляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды.

Внешний педагогический (образовательный) процесс, представляет собой передачу «старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений.

§ Внутренний социально-педагогический процесс как процесс саморазвития личности.

Внутренний педагогический процесс может отражать:

а) общую картину развития человека. В этом случае он (процесс) служит как бы образцом того, как должно происходить социально-педагогическое развитие человека;

б) своеобразие развития человека, относящегося к типичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии и пр.;

в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности.

§ Структура (этапы) социально-педагогического процесса: подготовительный, непосредственной деятельности, результативный.

1) Подготовительный этап, включающий подэтапы, которые определяют содержание соц.пед. деятельности (диагностика и выявление индивидуальности объекта, формулирование соц.пед. проблемы человека, соц.пед. прогнозирование, моделирование, выбор технологии и способы ее реализации, планирование соц.пед.деятельности);

2) Непосредственной деятельности – представляет собой непосредственную реализацию соц.пед.технологии с применением совокупности методов, средств, приемов;

3) Результативный (итоговый) – на данном этапе имеют место анализ и оценка действенности соц.пед. технологии и определения последующих перспектив.

· Субъекты и объекты социально-педагогического процесса, характеристика его основных компонентов.

Субъект социально-педагогического процесса это либо подготовленный специалист, либо родитель, либо какое-то третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена его (их) деятельность. В качестве субъекта выступает сам человек по отношению к себе при осуществлении саморазвития, самовоспитания.

Объект социально-педагогического процесса определяется содержанием и направленностью социально-педагогического процесса.

"Социально-педагогическая деятельность" – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.

Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды». Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.

Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.

· Взаимосвязь внутреннего и внешнего социально- педагогического процессов.

Педагогический процесс— все­стороннее усовершенствование личности. Выделяют внутренний и вне­шний социально-педагогический процесс. Внутренний представляет собой процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и сре­ды. Внешний педагогический (образовательный) процесс- про­цесс передачи старшим поколением младшему того, чем оно владеет, что оно приобрело само, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений.




agregativnaya-ustojchivost-vodoneftyanoj-emulsii-eto-sposobnost-sistemi-v-techenie-nekotorogo-vremeni.html
agregativnoj-stjkost-koagulyacya.html
agregatnie-sostoyaniya-veshestva.html
agregatnij-indeks-fizicheskogo-obema-produkcii.html
agregatnij-kompleks-elektricheskih-sredstv-regulirovaniya-akesr.html
ч     PR.RU™