Актуальность и новизна научных исследований. Выбор темы НИР и этапы исследований.


aktivnie-i-induktivnie-soprotivleniya-provodov.html
aktivnie-i-interaktivnie-formi-provedeniya-uchebnih-zanyatij.html

Определение научной новизны исследования проводится на основе оригинальности исследования и его отличия от известных исследований, которые проведены по сходной проблеме ранее. Этой новизной может быть:

• эмпирическое подтверждение или опровержение ранее выдвинутой теоретической идеи;

• предмет исследования, никогда ранее не изучавшийся;

• методы исследования, никогда ранее не применявшиеся при изучении подобных явлений;

• впервые выявленные связи и отношения между фактами, процессами и системами, никем ранее не описанные, и т. д.

Таким образом, элементы новизны исследования могут заключаться в самых простых формах: впервые поставленная задача или новая постановка известной задачи; новый метод или новое применение известного метода; новые результаты, критерии оценки, конкретные зависимости; усовершенствование имеющихся или разработка новых методик; разработка математических моделей процессов; разработка нового инструментария; создание на основе известных положений нового обобщения с разработками прикладного характера.

Научная новизна результатов исследования может заключаться, на-пример, во введении в научный оборот нового цифрового и фактического материала, полученного в результате проведения эксперимента или опроса. Кроме того, новой может оказаться детализация известного процесса, явления.

Определение научной новизны происходит следующим образом.

Во-первых, анализируется цель исследования. Новизна может содержаться в поставленной цели. Какой смысл исследовать то, что уже сделано в науке и решено на практике? Если поставленная (оригинальная) цель достигнута, то и результат исследования представляет собой новизну.

Во-вторых, анализируется гипотеза. В ней определены пути и способы достижения цели. Гипотетически выбранные пути и способы достижения цели всегда имеют известную долю новизны, если только исследование не дублирует уже кем-то проведенное.

В-третьих, выделяется та часть выводов по главам и заключению, которая не повторяет ранее сказанное другими авторами и не описана в литературе.

В-четвертых, все новые положения исследования выстраиваются в систему и ранжируются.

Подробный анализ практически любого интересного в научном от-ношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.

Практическая значимость исследования – это возможность его использования в практике учреждения, организации, а также для продолжения исследования. При этом определяется практическая значимость прежде всего того нового, что внес исследователь.

Определение практической значимости происходит следующим образом:

• во-первых, анализируется база исследования, т. е. то учреждение, где проводилась эмпирическая (экспериментальная) часть исследования или где обобщался опыт работы;



• во-вторых, определяется, где могут быть использованы данные рекомендации;

• в-третьих, выделяются новые проблемы и выдвигаются новые идеи, которые не исследовались, но возникли в ходе исследования.

Так, определяется, при работе с какими материалами и в каких технологических процессах могут быть использованы новые идеи, положения, рекомендации исследования, а также какие проблемы могут быть темой и предметом последующих изысканий.

Обычно научно-исследовательскую работу выполняют в определен­ной последовательности. Весь процесс выполнения теоретических и при­кладных НИР состоит из шести этапов.

К первому этапу относится формулирование темы. На этом этапе прежде всего нужно ознакомиться с проблемой, по которой будет выпол­няться НИР. Сюда входят: предварительное ознакомление с литературой и классификация важнейших направлений; окончательное уточнение и фор­мулирование темы исследования; составление краткого плана исследова­ния и разработка технического задания; составление календарного плана исследований и определение примерного ожидаемого экономического эф­фекта.

На втором этапе формулируются цель и задачи исследования. Вна­чале осуществляются подбор и составление библиографических источни­ков (монографий, учебников, статей и т.п.), изучение научно-технических отчетов по теме исследования и написание аннотаций источников. По теме исследования также составляются рефераты. Затем анализируются, сопо­ставляются и рассматриваются с критических позиций проработанные ис­точники. Выдвигается собственное суждение по каждому источнику, про­работанному автором. На основе обобщения проработанной информации излагается состояние вопроса по теме НИР. Формулируются цель и задачи исследования на основе сформулированных методических выводов по об­зору информации.

Третий этап посвящается теоретическим исследованиям. На этом этапе изучается физическая сущность явления и формулируются гипотезы; выбирается и обосновывается физическая модель; делается ее формализа­ция (математическое описание) и получают аналитические модели. Затем выполняется теоретический анализ полученных аналитических зависимо­стей.

Экспериментальным исследованиям посвящается четвертый этап. Прежде всего устанавливаются цель и задачи экспериментальных исследо­ваний. Затем выполняется планирование эксперимента, разрабатываются методика и программа исследований, а также выбираются средства изме­рений. При необходимости конструируются макеты, модели стендов, уста­новок, аппаратов и приборов, а также других средств, необходимых для эксперимента. Обосновываются способы измерений. Ставят эксперимент в лабораторных условиях, на опытных участках, а также на действующих предприятиях.

На пятом этапе проводят анализ и оформление результатов науч­ных исследований. На этом этапе выполняется общий анализ теоретических и экспериментальных исследований. Сопоставляют результаты экспери­мента с теорией и анализируют имеющиеся расхождения. Затем уточняют теоретические модели, результаты исследований и выводы. При необхо­димости ставятся дополнительные эксперименты. На основании выпол­ненных теоретических и экспериментальных исследований сформулиро­ванная гипотеза превращается в теорию. Затем формулируются научные и производственные выводы, составляется научно-технический отчет, кото­рый рецензируется, составляется доклад и исправляется рукопись.

Шестой этап посвящается внедрению результатов исследования и определению экономической эффективности. Результаты исследования внедряются на производстве, и там же рассчитывается фактическая эконо­мическая эффективность.

Как уже отмечалось выше, четвертый вид научно-исследовательских работ заключается в разработке. К этому виду НИР относятся опытно-конструкторские работы (ОКР), включающие в себя следующие семь эта­пов.

Первый этап включает формулирование темы, цели и задач иссле­дования.

На втором этапе проводят изучение литературных источников, а также, при необходимости, постановку эксперимента и подготовку к тех­ническому проектированию экспериментального образца.

Техническому проектированию посвящен третий этап. Сюда вхо­дят следующие работы: разработка вариантов технического проекта; рас­четы основных параметров; выполнение чертежей; изготовление отдель­ных блоков и узлов, а также анализ их работы. Осуществляются разработ­ка и согласование технического проекта и его технико-экономическое обоснование.

Четвертый этап заключается в рабочем проектировании, т.е. в разработке проекта со всеми деталями.

Изготовлению опытного образца посвящен пятый этап. На этом этапе выполняют следующее: анализ и контроль технической документа­ции; проектирование технологических процессов; составление проекта ор­ганизации работ; разработку технологических карт; составление докумен­тации по организации работ, а также изготовление деталей, узлов и блоков опытного образца и их сборку; опробование, доводку и регулирование опытного образца; стендовые и производственные испытания.

Доработку опытного образца проводят на шестом этапе. В этот этап входят анализ работы всех узлов образца после его производственных испытаний, а также замена отдельных узлов, не выдержавших нагрузки.

Седьмой этап посвящен государственным испытаниям опытного образца, передаче его специальной комиссии на государственные испыта­ния.


Лекция 2. Классификация и методы оценки научно-исследовательской работы. Методы теоретических и экспериментальных исследований. Содержание, цели и задачи теоретических исследований. Формулировка и корректировка общего направления исследования.




agrigorev-cerkov-bolshogo-vozneseniya-u-nikitskih-vorot.html
agrohimikati-ubivayut-zhiznennie-sili-rastenij.html
agrohimiya-zertteuler-nisandari.html
agropromishlennij-kompleks-ssha.html
agrotehnchn-tehnchn-vimogi-organchnih-dobriv.html
ч     PR.RU™