Актуальность проблемы этнических конфликтов


aktivnij-bezlichnij-a-b-motornaya-aktivnost.html
aktivnij-i-passivnij-transport.html

По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, во второй половине XX в. в мире произошло несколько сот вооруженных столкновений, из которых более 70% были межэтническими.

Этнонационализм (сдерживаемый ранее силой тоталитарных режимов и получивший свободу в результате процессов глобализации и демократизации) нашел свое выражение в виде феномена "этнического возрождения", который положил начало новому этапу развития целого ряда суверенных государств.

8) Тоталитаризм (лат. totalis – "весь, полный, целый") – политический режим (порядок, условия), при котором вся жизнедеятельность общества регулируется государством. Противоположность тоталитаризму – либерализм.

Переход от тоталитарного режима к демократической системе чаще всего сопровождается обострением межэтнических отношений, а в некоторых случаях приводит к возникновению конфликтов.

Неравномерностьсоциально-экономического и культурного развития регионов страныпорождает социальные противоречия в любом обществе. Но в полиэтничном государстве это приобретает этническую окраску.

3.2. Природа этнических конфликтов и их специфика

9) Конфликт социальный(лат. conflictus – "столкновение") - противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели (например, распределение власти, ресурсов, ценностей и т.д.).

10) Этнический конфликт – столкновение национальных интересов (территориальных, ресурсных, социально-психологических и др.) в форме гражданского, политического или вооруженного противоборства или в латентной (скрытой) форме.

Любой этнический конфликт представляет собой одну из разновидностей социального конфликта наряду с религиозным, расовым, межгосударственным. Об этническом конфликте можно говорить тогда, когда организационно оформляется (и приобретает определенное влияние) национальное движение или партия.

11) 3.3. Причины возникновения этнических конфликтов

В основе любого этнического конфликта, как правило, лежит целая группа причин, среди которых можно выделить главные и второстепенные:

· территориальные споры;

· миграции и перемещения;

· историческая память;

· стремление к самоопределению;

· борьба за материальные ресурсы или их перераспределение;

· претензии на власть национальных элит;

· конкуренция между этносами в сфере разделения труда и др.

Проблемы и противоречия во взаимоотношениях этносов не всегда приводят к развитию конфликтов. В любом обществе существуют локальные состояния неудовлетворенности теми или иными сторонами жизни, но причины этой неудовлетворенности не связываются с отношениями между этническими общностями данного общества.

Конфликты возникают лишь тогда, когда стороны осознают несовместимость своих интересов и имеют соответствующую мотивацию поведения. Причем от осознания до начала конфликтного взаимодействия проходят многие годы, на протяжении которых этническая общность сплачивается вокруг идеи отомщения.



Если сложившаяся конфликтная ситуация "созрела", то даже случайные события могут привести к конфликтному взаимодействию.

12) 3.4. Фазы развития этнических конфликтов - латентная, фрустрационная, конфликтная и кризисная.

13)Латентная фаза этнического конфликта –скрытое состояние нарастающей межэтнической напряженности, отсутствие эмоциональной толерантности по отношению к представителям других этнических групп.

Контакты с представителями иноэтничных групп вызывают повышенную эмоциональную напряженность, а изменение социальной ситуации в обществе уже резко стимулирует эмоциональную напряженность по отношению к "чужакам".

Так произошло в бывшем СССР, где латентная напряженность, при всей внешней благопристойности межэтнических отношений, вдруг обнаружила свой мощный взрывной потенциал в условиях кардинальных социально-экономических реформ.

14) Этническая напряженность - особое психическое состояние какой-либо этнической общности (возникающее, как правило, на фоне неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие).

Всякий этнический конфликт начинается с этнической напряженности. Чаще всего напряженность (открытая или скрытая) возникает между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством.

Скрытая напряженность выражается в форме социальной конкуренции (в основе которой - сравнение своей и чужой этнических групп в пользу собственной). Поляризуются отношения "свои" - "чужие". Делаются выводы, что все успехи - это наши внутренние заслуги, а во всех неудачах виноваты иноэтнические группы.

15) Конкуренция (лат.) – соперничество за достижение лучших результатов.

Эта конкуренция может перерасти в прямое столкновение (конфликт). Любой поступок в таких обстоятельствах вызывает резкую ответную реакцию с другой стороны, что в итоге и создает конфликтную ситуацию.

Напряженность ситуации, затрудненность информационного общения и убежденность партнеров во взаимной несовместимости стимулируют у них формирование агрессивности. Самые обычные слова воспринимаются как агрессивные, люди вызывают меньше симпатий и т.д.

Хорошо известно, что такое психическое состояние делает человека невосприимчивым к рациональному поведению.

16) Психологические факторы межэтнической напряженности -история межэтнических отношений, митинги (на исторические и политические темы), слухи, "поиск врага", массовая невротизация, страх культурной ассимиляции и стремление к этнической консолидации.

· История межэтнических отношений имеет чрезвычайно важное значение для формирования межэтнической напряженности.

Историческая память каждого народа фиксирует как проявления признательности, так и национальные обиды - факты насильственных действий в области национальной политики: произвольное изменение национальных границ, искусственное расчленение этнических общностей, несправедливое национальное устройство, вынужденное переселение "рабочей силы", депортации народов (см. повесть А. Приставкина "Ночевала тучка золотая") - и т.д.

Кроме того, она включает в себя и различного рода исторические символы, мифологизированные образы и легенды, этнические стереотипы, автостереотипы и т.д.

В большинстве случаев передаваемая устно историческая память обладает высокой степенью устойчивости и с трудом поддается коррекции через систему образования или средствами массовой информации. Официальная версия тех или иных событий этнической истории зачастую отвергается как ложная, даже по тем вопросам, по которым имеются убедительные исторические свидетельства.

· Митинги на исторические и политические темы зачастую способствуют трансформации социальной напряженности в межэтническую

17) "Поиск врага" – метод манипуляции общественным сознанием ("в бедах страны виноваты евреи, китайцы…" - кто угодно). Всегда удобнее указать на исторического врага, чем разобраться в том, кто виноват в проблемах и жизненных неурядицах народа и что нужно сделать, чтобы их разрешить и устранить.

18) Слухи - неточное описание реального или вымышленного события, отражающее общие настроения в обществе (значительно стимулируют процесс нагнетания межэтнической напряженности).

19) Социально-психологическая характеристика толпы:

· ощущение индивидами общей силы;

· преобладание эмоционального (а не рационального) восприятия;

· снижение уровня критического отношения к себе;

· осознание личной анонимности;

· снижение у индивидов ответственности за собственное поведение.

· Массовая невротизация - на ее основе развиваются страх культурной ассимиляции и ощущение необходимости этнической консолидации.

20) Фрустрационная фазаэтнического конфликта–

· нарастающее ощущение тревоги и раздражения;

· рост эмоционального возбуждения, единичные межличностные конфликтные эпизоды на национальной почве;

· широкое распространение уничижительных групповых характеристик (например, "лицо кавказской национальности", "чучмеки" и т.п.),

· увеличение социокультурной дистанции между этносами и стремление к сепаратизму: стремление к этнически однородным бракам, моноэтническому общению, к минимизации контактов с иноэтнической средой (за исключением необходимых случаев - профессиональных, служебных, бытовых).

21) Сепаратизм (лат. separatio – "отделение, разделение на составные части") – стремление к отделению одной части государства от другой.

Однако для начала развития конфликта всегда нужна конфликтная ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент – повод.

22) Повод - какое-либо внешнее обстоятельство или случай, которые служат толчком, порождающим развитие событий (в отличие от причин этого события, которые, как правило, вызревают достаточно долгое время) .

23) Открытая фаза этнического конфликта -открытое противоборство сторон. Эмоциональным ядром массового сознания становится образ врага, в котором конкретизируется угроза.

В это время этнические конфликты имеют тенденцию к саморазрастанию и эскалации. Единичные случаи проявления бытовых конфликтов сменяются массовыми.

24) Эскалация (англ). – постепенное увеличение, усиление, расширение конфликта.

25) Кризисная фазаэтнического конфликта -конфликт уже невозможно урегулировать цивилизованными методами и в то же время необходимо немедленно его разрешить.

· Психическое напряжение достигает своих крайних форм. Эмоции становятся определяющим фактором в действиях этнической группы.

· При малейшем противодействии извне возникает стремление отомстить. Субъективно это переживается как борьба притесняемого с притеснителями, т.е. как борьба добра со злом.

· Выдвигаются либо территориальные притязания в рамках одного государства, либо притязания на создание новой этнонациональной государственности (на изменение территориальных границ существующего политического пространства).

· На этой стадии одна из конфликтующих этнических групп может прибегнуть к силовым действиям, чтобы силой оружия подкрепить свои притязания.

Типы этнических конфликтов

- попризнаку территории проживания:

· межгосударственные;

· региональные (между этносами, разделенными административными границами в рамках одного государства);

· между центром и регионом;

· местные этнические конфликты.

- по приоритетным целям:

· социально-экономические;

· этнотерриториальные (например, конфликты между ингушами и осетинами, крымско-татарский, нагорно-карабахский);

· этнодемографические (развиваются в тех случаях, когда возникает реальная опасность растворения этноса в результате миграционного притока иноэтничного населения).

Приоритетными требованиями становится защита прав коренного народа, введение разного рода ограничений для мигрантов, сохранение и возрождение языка и культуры коренной этнической общности.

- поформе проявления:

· латентные (скрытые);

· актуализированные (открытые) конфликты.

Латентные конфликты могут существовать десятилетиями и лишь в определенных общественных условиях перерастать в открытые. Как правило, латентные конфликты непосредственно не создают угрозы для жизнедеятельности людей, и именно в этой форме межэтнические конфликты лучше всего разрешать.

- похарактеру действий конфликтующих сторон:

· ненасильственные (национальные движения, стихийные шествия, митинги, демонстрации, акции гражданского неповиновения, эмиграция);

· насильственные (региональные войны или кратковременные открытые столкновения с участием регулярных войск, а также боевых действий ополченцев, сопровождающися погромами, поджогами, взрывами, захватами заложников, потоками беженцев, вынужденными переселенцами).

3.6. Урегулирование межэтнических конфликтов

27)Принципы урегулирования межэтнических конфликтов:

· Признание права на взаимные требования и притязания.

Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.

· Организованность конфликтующих сторон.

Чем лучше организованы стороны конфликта, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора.

· Твердо установленные правила игры (т.е. равенство возможностей каждой из сторон), при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс.

28) Методы урегулирования межэтнических конфликтов:

· метод альтернативы - выбор какого-то одного варианта решения проблемы из нескольких предлагаемых. Например, "обмен территории на мир", экономическая или территориальная уступка в обмен на получение льгот, восстановление прав определенной этнической группы. На практике этот метод применялся в Боснии, Абхазии, Приднестровье, Нагорном Карабахе.

· метод переговоров; привлечение к переговорам посредников.

· тактика "отложенных решений"-если очевидно, что в данный момент решить политические вопросы не представляется возможным.

29)Варианты разрешения этнических конфликтов:

· Полная победа одной стороны над другой (при разрешении конфликтной ситуации с позиции силы).

Основные причины остаются неразрешенными, они только консервируются на многие десятилетия, переводя конфликт из открытого состояния в латентное.

· Взаимное поражение конфликтующих сторон.

Конфликт переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников.

· Достижение согласия по основным вопросам и установление конструктивного взаимодействия - наиболее эффективная форма урегулирования конфликта, поскольку придает ему не разрушительное, а созидательное содержание.

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы влияют на межэтнические отношения?

2. Как бы Вы определили основную цель национальной политики?

3. В чем Вы видите основные причины национализма и этнического экстремизма?

4. Охарактеризуйте современное состояние межэтнических отношений в России. Обоснуйте актуальность проблемы этнических конфликтов.

5. В чем заключаются причины этнических конфликтов?

6. Как соотносятся понятия "социальный конфликт" и "этнический конфликт"?

7. В чем заключается специфика этнического конфликта как разновидности социального конфликта?

8. Классифицируйте по видам этнические конфликты, которые происходили в последние годы в нашей стране.

9. Можно ли войну в Чечне считать этническим конфликтом?

10. Какие действия необходимо предпринять для прекращения этнических конфликтов?

11. С помощью каких правил и принципов сегодня регулируются межэтнические конфликты?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В обществе все процессы взаимосвязаны. Демографические процессы развиваются под воздействием всех остальных процессов: экономических, политических, миграционных, этнических и прочих. В свою очередь, и демографические процессы оказывают влияние на ход всех других общественных процессов.

Демография - наука не новая. Ей уже более 300 лет. Но она все еще остается новой (в смысле - малоизвестной) наукой для большинства наших граждан. Правда, в последние годы положение меняется. Слова "демография", "демографический" в различных словосочетаниях теперь нередко можно встретить в газетах, услышать по радио или по телевидению. Расширяется преподавание демографии на социологических, экономических и других гуманитарных факультетах университетов.

Демографические проблемы теперь все чаще обсуждаются на заседаниях различных представительных комиссий. К сожалению, научный уровень обсуждения демографических вопросов на этих весьма важных заседаниях чаще всего невысокий. Между тем сегодня назрела острая необходимость общественного управления демографическими процессами. Именно общественного, а не только государственного.

В этой связи большое практическое значение имеют слова Президента Российской Федерации В.В. Путина, прозвучавшие в его выступлении при представлении ежегодного Послания Федеральному Собранию Российской Федерации (8 июля 2000 г.), в которых прозвучала тревожная оценка демографической ситуации в стране. В частности, он сказал следующее: "Прежде чем говорить о приоритетах и ставить задачи, назову самые острые проблемы, стоящие перед страной.

Мы привыкли смотреть на Россию как на систему органов власти или как на хозяйственный организм. Но Россия - это прежде всего люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь - главная задача власти. Любой! Однако сегодня в нашем доме далеко до комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Трудно жить.

Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тыс. человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе людей, которые в этом разбираются и этому посвятили всю свою жизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек.

Я прошу вдуматься в эту цифру. Седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация одна из тревожных" (Выступление при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 8 июля 2000 года, Москва // Российская Федерация сегодня. М., 2000, № 14; В Интернете: http: //president.kremlin.ru/events/42.html).

За этими словами последовали целый ряд действий. Состоялись несколько бурных парламентских слушаний в Государственной Думе, посвященных анализу состояния демографической ситуации и поиску путей преодоления неблагоприятных тенденций. Разработана Концепция демографической политики. И все же до разработки подлинно эффективных мер, способных изменить ситуацию к лучшему, еще далеко. Даже сама проблема, ее острота, еще многими не осознается в должной мере.

Необходимы какие-то меры для исправления положения, какие-то программы... Но какие именно меры, какие программы? Кто их должен разрабатывать? На что они должны быть нацелены? До сих пор во всех странах, имеющих сходную с нашей демографическую ситуацию и пытающихся как-то ее исправить, применяются в основном меры материальной поддержки семей с помощью различного рода пособий и льгот. Как свидетельствует история, эффективность подобных мер невелика. Они вызывают лишь кратковременный всплеск (на 2-3 года) уровня рождаемости, который в полной мере компенсируется соответствующим провалом рождаемости в последующие годы. Необходимы глубокие целенаправленные изменения в культуре, во всем образе жизни общества с тем, чтобы повысить престиж семейной жизни, престиж семьи с несколькими детьми, который сегодня очень низкий. В дополнение к этим главным факторам необходима также специальная семейная политика, широкомасштабные программы культурного, а не только экономического порядка.

В последние годы в России заметно усложнились межнациональные отношения. Отдаленность от центра, различия в уровне жизни регионов страны – все это способствует обострению межэтнических отношений.

На этом фоне нередко возникают межнациональные конфликты, которые представляют собой крайнее обострение противоречий между национальными группами в ходе решения политических, экономических, религиозных и других проблем. Необходимо стремиться к разрешению межнациональных конфликтов демократическими и цивилизованными способами. Свою роль здесь может сыграть и социальная этнография, которая разрабатывает рациональные механизмы регулирования национально-этнических отношений.

Хотя курс лекций ориентирован в первую очередь на студентов гуманитарного факультета, он может быть полезен и всем интересующимся социальными, демографическими, этнографическими аспектами нашей общественной жизни.

Библиографический список

1. Арутюнян И.В. Этносоциология [Текст]: Учебник для вузов / И.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. – М., 1998. – 324 с.

2. Борисов, В.А. Демография [Текст]: Учебник для вузов / В.А. Борисов. – М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. – 344 с.

3. Бреева, Е.Б. Основы демографии [Текст]: учебное пособие / Е.Б. Бреева. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004. – 352 с.

4. Ионцев, В.А. Введение в демографию [Текст]: Учебник для вузов / В.А. Ионцев. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 636 с.

5. Казьмина, О.Е. Основы этнодемографии [Текст]: Учебник для вузов / О.Е. Казьмина, П.И. Пучков - М., 1994. – 252 с.

6. Лысенко, Ю.Ф. Социально-экономическая география Красноярского края[Текст]: учеб. пособие / Ю.Ф. Лысенко. - 2-е изд., перераб. и доп. – Красноярск: изд-во "Универс", 1998. – 368 с.

7. Медков, В.М. Демография [Текст]: Учебник для вузов / В.М. Медков. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2003. – 448 с.

8. Садохин, A.П. Этнология [Текст]: Учебник для вузов / A.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 304 с.

9. Садохин, A.П. Этнология [Текст]: Учебник для вузов / A.П. Садохин – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.

10. Современная демография [Текст]: учебное пособие для студентов университетов / под. ред. А.Я. Кваши и В.А. Ионцева. - М., Изд. МГУ, 1995. – 272 с.

11. Слука, А.Е. География населения с основами демографии [Текст]: учебное пособие для студентов университетов / А.Е. Слука, Н.А. Слука. – М.:Издательский центр "Академия", 2000. – 135 с.

12. Тавадов, Г.Т. Этнология [Текст]: Учебник для вузов / Г.Т. Тавадов. – М.: Проект, 2003. – 352 с.

13. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст]: Учебник для вузов / Т. Шибутани - Ростов н/Д.: "Феникс", 1998. - 544 с.

Елена Владимировна Володина




aji-vipinam-anantav-saurabhejb-kulfnfv.html
ajsberg-severnij-polyus-polyarnoe-siyanie.html
akademicheskaya-istoriya-bolezni.html
akademicheskie-zadolzhennosti-po-okonchanii-sessii.html
akademicheskih-chasov-i-vidov-uchebnih-zanyatij.html
ч     PR.RU™