Алалия, ее причины, формы, степень выраженности у детей. (Ржа)


aktualnost-temi-klaviatura-ochen-vazhnaya-chast-kompyutera-nelzya-predstavit-sebe-vvod-informacii-ne-ispolzuya-klaviaturu-ved-odnoj-mishkoj-obojtis-nevozmozhno.html
aktualnost-temi-kursovoj-raboti.html

Алалия— это неразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга.

Системный характер алалии означает, что при ней страдает не какая–либо одна, а практически все стороны речи — и фонетико-фонематическая, и лексико-грамматическая, и синтаксическая. Это вытекает из системного строения самой функции и системного соотношения её частей.

Причины, вызывающие нарушения формирования речи, связаны с органическими поражениями ЦНС. К ним относятся: воспалительные, травматические поражения головного мозга (осложнения после менинго-энцефалита, краснухи, травм); кровоизлияния в мозг вследствие тяжелых и быстрых родов; обменные нарушения в период внутриутробного развития плода, во время родового акта, а также в период раннего развития ребенка в возрасте от одного месяца до одного года.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две формы алалии: моторную (связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора ) и сенсорную (с нарушением речеслухового анализатора). И смешанную (сенсо-моторная и мотосенсонрая)

Для моторной (экспрессивной) алалии (центр Брока) характерна преимущественная недостаточность моторного компонента речи. Большинство авторов связывают алалию с кинетической или кинестетической апраксией и выделяют в связи с этим эфферентную и афферентную формы.

При афферентной алалии механизм нарушения речи сводится к кинестетической апраксии,

при эфферентной — к кинетической апраксии (по аналогии с афазией).

При относительно сохранном понимании речи отмечается недоразвитие лексико-грамматической и фонетической сторон речи. Ребенок затрудняется в построении фраз, искажает слоговую структуру слов (переставляет и пропускает звуки в слогах). При моторной алалии на всех возрастных этапах отмечается первичное недоразвитие экспрессивной речи при более сохранной импрессивной речи; в ряде случаев наблюдается недостаточность артикуляционного праксиса, непостоянство звукового состава слов, бедность активного словаря, особенно предикативного, аграмматизмы. Характерны также нарушения письменной речи. Моторная алалия у детей с церебральным параличом часто сочетается с дизартрией.

При сенсорной (импрессивной) алалии (центр Вернике) отмечается преимущественное нарушение понимания обращенной речи, при этом отсутствует тугоухость и выраженное недоразвитие познавательной деятельности. При первичном недоразвитии импрессивной речи отсутствует выраженный разрыв между импрессивной и экспрессивной речью: ребенок обычно не понимает обращенную речь и не говорит сам. Интонационно-ритмическая сторона речи сохранна. Нередко наблюдаются эхолалии. Ведущим дефектом при сенсорной алалии является недостаточность более высокого уровня слухового восприятия (нарушение слухового гнозиса). Степень нарушения понимания обращенной речи при сенсорной алалии может быть различной. Для детей с сенсорной алалией характерна повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость слухового внимания, нарушения интеллекта. Сенсорная алалия наблюдается преимущественно при геперкинетической форме детского церебрального паралича.



Сенсорно-моторная алалия — это чистая форма алалии на почве одновременного недоразвития обоих центров речи. Ребенок не понимает речи и сам не говорит.

Существует несколько степеней тяжести алалии. Принято выделять 3 уровня речевого недоразвития (по Р. Е. Левиной):

§ 1-й уровень — полное отсутствие речи;

§ 2-й уровень — зачатки общеупотребительной речи;

§ 3-й уровень — развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Между уровнями нет четких границ. Дети с полным отсутствием речи встречаются редко, чаще наблюдаются дети с недоразвитием речи большей или меньшей степени.

Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. -- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. – (Сердце отдаю детям)

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

Содержание психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. (Ржа)

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи имеет важное значение для выбора наиболее рациональных путей преодоления речевых нарушений.

Основной целью психолого-педагогического обследования является определение структуры дефекта, а также психофизических и социальных условий развития личности.

Заключение о состоянии речи ребенка, его психологических особенностях будет считаться правильным и обоснованным лишь в том случае, если в процессе изучения ребенка будут соблюдены основные принципы обследования:

§ комплексность и всесторонность (ребенок должен быть обследован разными специалистами: врачами, психологами, педагогами);

§ целостность и конкретность (выясняется не только какой компонент речевой деятельности нарушен (лексика, грамматика, фонетика), но и какова его взаимосвязь с другими компонентами речи);

§ индивидуальный подход в установлении контакта (учет всех личностных особенностей ребенка, помогает раскрыть характер динамики нарушения, своеобразие формирования психологических особенностей, выяснить, какую роль играют нарушения речи в судьбе ребенка);

§ изучение в процессе обучения (предполагает выявление компенсаторных возможностей ребенка, определение зоны его ближайшего развития);

§ выявление положительных возможностей (обращение внимания не только на недостатки ребенка, а прежде всего на положительные стороны его деятельности, поведения, на которые можно будет потом опереться в процессе коррекционно-воспитательной работы).

Содержание обследованиявключает два раздела:

§ изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической, медицинской документации;

§ обследование самого ребенка.

Данные заносятся в речевую карту, которая заполняется на каждого ребенка.

Прежде всего в речевую карту заносятся анкетные данные:

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Возраст.

3. Наличие или отсутствие в семье двуязычия, так как последнее затрудняет работу над речью.

4. Посещает или посещал ребенок дошкольное учреждение.

5. Профессия и место работы родителей.

Далее изучаются анамнестические данные (по истории развития ребенка, путем бесед с родителями). Данные о нервно-психическом, соматическом и психомоторном развитии выписываются из медицинской карты или протокола медико-педагогической комиссии. В ходе беседы с родителями важно получить следующие сведения:

§ наследственность (данные о речевых нарушениях у родителей, родственников, о наличии у них нервно-психических и соматических заболеваний до рождения ребенка);

§ протекание беременности и родов у матери (от какой посчету беременности родился ребенок, как протекала беременность, особенно в первые три месяца, болезни матери во время беременности, проводилась ли лекарственная терапия, рентгеновское обследование, было ли радиоактивное облучение; время наступления родов, их длительность, применялись ли пособия при родах — наложение щипцов, использование вакуум-экстрактора, закричал ли ребенок или родился в асфиксии, ее длительность);

§ раннее общее развитие ребенка (вес и рост при рождении, брал ли грудь, как вскармливался, когда начал держать голову, сидеть, стоять, ходить, какие заболевания перенес);

§ раннее речевое развитие (когда появилось гуление, лепет, первые слова, фразовая речь). Речевая активность, характер использования жестов, понимание речи окружающих;

§ психические особенности ребенка (как ориентируется в окружающей среде, отношение ребенка к своему дефекту — речи и внешнему облику — особенно при ринолалин и дизартрии);

§ отношение к ребенку в семье, детском саду, характер общего и речевого воспитания (слишком строгое обращение, угрозы, физические наказания, гиперопека, несогласованность, противоречивость, непоследовательность в воспитании; культивирование несовершенств детской речи, отсутствие контроля за формированием правильной речи, перегрузка речевой информацией).

При обследовании ребенка с ринолалией необходимо выяснить, ограничивали ли родители речевое общение ребенка, или, наоборот, стимулировали. Некоторые родители считают, что не следует закреплять назализованную, малопонятную речь и стимулируют "язык жестов", стараются ограничить его речевую практику до хирургического вмешательства;

§ занимался ли с логопедом (где, когда, в течение какого времени), были ли положительные результаты.

После уточнения сведений о развитии ребенка, истории возникновения и особенностей протекания речевого нарушения проводится непосредственное обследование самого ребенка.




aktivnij-bezlichnij-a-b-motornaya-aktivnost.html
aktivnij-i-passivnij-transport.html
aktivnij-turizm-i-sostoyanie-strahovogo-rinka-v-respublike-bashkortostan.html
aktivnij-vnutrennij-kvadrant.html
aktivno-perezhitoe-ili-passivno-vosprinyatoe.html
ч     PR.RU™